Вашингтон хочет поссорить Лукашенко с Медведевым

Точка зору

США намерены надавить на Беларусь, опасаясь неконтролируемого оружейного экспорта «государствам-изгоям». Однако этот шаг может иметь и другие цели. Например, усилить напряжение в отношениях между Минском и Москвой. Предполагается, что в случае утверждения законопроекта Госдеп США будет ежегодно представлять Конгрессу отчеты об «объемах и механизмах экспорта вооружений и сопутствующих услуг правительством Беларуси и белорусскими предприятиями, включая доходы от таких сделок». Конгрессмены указывают на военно-технические контакты Минска со «странами, поддерживающими терроризм или отказывающимися от сотрудничества с США в контртеррористических операциях». В законопроекте говорится, что, по данным Исследовательской службы Конгресса, оружейный экспорт Беларуси в период с 1999 по 2006 год достиг $1 млрд., что ставит Минск на 11-е место в списке ведущих экспортеров оружия. В числе покупателей белорусского оружия преобладают страны, «поддерживающие терроризм». В частности, в законопроекте говорится, что Беларусь является крупным поставщиком ракет, минометов, противотанковых средств и мин палестинским экстремистским группировкам, а также Сирии и Ирану. Кроме того, Тегерану были проданы боевые самолеты и двигатели к ним, а Судан и КНДР приобрели у Минска российскую бронетехнику. В числе покупателей также упоминается Венесуэла, которая «отказывается от сотрудничества с США в контртеррористических операциях»

Особый интерес Конгресс проявляет к «потенциальной роли правительства и предприятий России в этом экспорте». В законопроекте содержится предположение, что Москва использует Беларусь каждый раз, когда не хочет афишировать свои сделки. В частности это касается поставок зенитных комплексов С-300: предполагается, что ракеты, которые Москва со значительной скидкой продала Минску, на самом деле предназначены для Сирии и Ирана.

ДАВНЯЯ ИСТОРИЯ

США давно имеют зуб на Александра Лукашенко в связи с его «нечистоплотными оружейными связями». Так, еще в апреле 2003 года (сразу после начала войны в Ираке) помощник заместителя госсекретаря США по делам Европы и Евразии, бывший посол США в Украине Стивен Пайфер заявил, что Вашингтон встревожен контактами Беларуси с «нежелательными» режимами. «Мы недовольны тем, что правительство Беларуси поддерживало отношения с режимом Саддама Хусейна», — заявил тогда Пайфер. Он также предположил, что Беларусь могла продавать вооружения в страны, против которых действуют международные санкции, в частности в Иран. Кроме того, США, по словам Пайфера, обеспокоены вероятными продажами белорусского оружия в горячие точки Африки.

В итоге США наложили санкции на белорусское предприятие «Белвнешпромсервис». Однако это не повлияло на Лукашенко, который в мае 2005 года заявил, что готов сотрудничать с Ираном «во всех направлениях». Тем временем белорусский парламент ратифицировал соглашение о сотрудничестве с Исламской Республикой в военной сфере.

Естественно, когда США говорили об оружейных поставках из Беларуси, всегда имелась в виду и Россия: способность белорусской оборонки самостоятельно выполнять заказы всех «стран-изгоев», особенно в таких сферах, как техника ПВО и авиация, экспертное сообщество расценивает скептически.

Правда, тогда все обвинения остались недоказанными, и тема белорусских «спонсоров терроризма» перешла в разряд штатных теоретических дискуссий на различных международных конференциях.

НЕ В ОРУЖИИ ДЕЛО?

Нынешняя актуализация белорусской темы на первый взгляд логично ложится в канву американской политики в отношении Ирана. Усиление контроля над его контактами с возможными поставщиками оружия напрашивается само собой.

Кроме того, ввиду «перезагрузки» отношений США было бы очень выгодно косвенно обвинить Россию в двойной игре. Если американцам удастся доказать поставки в Иран российского оружия, то главный ущерб будет нанесен не военно-экономическим и не военно-политическим интересам РФ, а эмоционально-психологическим амбициям «Новой Великой России» — если ты говоришь о своем величии, то или откровенно поддерживай Иран и бери ответственность за это, или проводи открытую политику в плане давления на Иран. Короче говоря, российскому руководству прозрачно намекают, что пора уходить от этого ребячества, смеси советской политики и желания урвать пару баксов.

Однако такая подоплека «Акта об учете поставок оружия Беларусью» лежит на поверхности. Более интересной выглядит версия, что попутно с понятным стремлением надавить на Беларусь и РФ в иранском вопросе США были бы не прочь усилить напряжение в отношениях между Минском и Москвой. Речь идет о том, чтобы на фоне нефтяных, электроэнергетических, газовых и абхазско-осетинских споров между Лукашенко и Медведевым — Путиным вбросить еще одно зерно взаимного недовольства.

Здесь может быть ставка на то, что раздраженные друг другом союзники рассорятся из-за американских обвинений. Реальная прибыль России от предположительной нелегальной торговли оружием через Беларусь на фоне остальных статей российского экспорта несущественна. Единственный дивиденд, который получала Россия за поддержку Лукашенко, — демонстрация безоговорочной лояльности и «расширения зон влияния России». После отказа Беларуси признавать независимость Южной Осетии и Абхазии этот дивиденд оказался под большим сомнением.

Александру Лукашенко причисление к «спонсорам терроризма» сейчас еще менее удобно. В условиях, когда Россия откровенно говорит о переходе на рыночные отношения в нефтегазовой сфере, исчезает главный мотив лояльности Минска к Москве — экономические преференции. И, естественно, это заставит Лукашенко искать новые формы работы с Западом. А неразборчивость в оружейных связях в глазах ЕС может оказаться куда большим злом, чем склонность к диктатуре. Кстати, экономическая составляющая оружейного экспорта и здесь не может идти в сравнение с другими областями внешнеэкономической деятельности. В законопроекте Конгресса идет речь об $1 млрд. доходов с оружейного экспорта за восемь лет (еще несколько сот миллионов можно накинуть за секретные сделки). Возможно, очередной миллиард за неопределенный срок принесут задекларированные оружейные контракты с Каракасом. Но сейчас в нефтяном споре с Россией говорится о белорусских потерях в $1–2 млрд. за год.

Некоторые обстоятельства развития внутренней и внешней политики Беларуси также указывают на существование почвы для дальнейшего раскола с РФ. В конце прошлого года Минск объявил о намерении разработать новую «Систему национальной безопасности». Изюминкой этого документа может стать положение об обеспечении энергетической безопасности с намеком на трения с Россией. Кроме того, Александр Лукашенко активно развивает двусторонние отношения с туркменским коллегой, опять-таки для обеспечения прямых поставок энергоносителей. Следует вспомнить и об углублении контактов Беларуси с МВФ. Кстати, последний пытается играть роль посредника в нефтяном споре между РФ и РБ.

Все это говорит о том, что напоминание Конгресса США о нелегальном оружейном бизнесе Беларуси может иметь многоплановое приложение к текущей ситуации. Конечно, полагать, что сам по себе этот шаг может рассорить Москву и Минск, оснований нет. Но в совокупности с другими факторами это может сыграть определенную роль. Во всяком случае, возможность такой многоходовки со стороны Конгресса США исключать не стоит.

Михаил Самусь

Новини

27 Січня 2024

Експорт брухту з України у 2023 році зріс в 3,4 раза

26 Січня 2024

У минулому році турецькі металурги виробили 33,71 млн тонн сталі

В Україні завершили монтаж першої вітротурбіни

Уряд розробляє пільгові програми оренди житла для українців

На ЗАЕС може виникнути нова загроза ядерній безпеці

УЗ охоронятиме інфраструктуру за допомогою дронів

Попередньо всі держави ЄС погодили виділення 50 млрд євро Україні

Система бронювання працівників потребує якісного оновлення – Наталуха

Автогаз у мережах АЗС продовжує дешевшати

Вартість фрахту суден з портів Одеси продовжує падати 

США витратить 254 млн дол на декарбонізацію промисловості

Українська промисловість збільшує споживання електроенергії

УГД запустила в експлуатацію нову свердловину

Україна через потепління скоротила споживання електрики

Аграрний комітет Ради схвалив ліквідацію багатомільярдного корупційного ринку – Кисилевський

Tata Steel отримає від Лондону меншу допомогу на декарбонізацію у порівнянні з європейськими компаніями

ВСІ НОВИНИ ⇢