В наши порты плывут большие корабли

Точка зору

Одним из наиболее значимых событий уходящего года эксперты портовой отрасли называют начало массовой работы отечественных портов с крупнотоннажными судами класса Capesize. Однако к этому подталкивают грузовладельцев условия рынка, в то время как существующая инфраструктура портов пока отстает от потребностей перевозок.

Ведущие украинские порты встали на путь превращения в полноценные глубоководные гавани. В течение 2010 г. обслуживание ведущими портами крупнотоннажных судов класса Capesize (водоизмещением свыше 100 тыс. т) впервые было поставлено на поток: за год у причалов их было загружено более 50 единиц. «Круг портов, работающих с такими судами, сейчас включает «Южный», Одесский, Ильичевский и Керченский,— уточняет директор информационно-аналитического центра BlackSeaTrans Константин Ильницкий. По его словам, в прежние годы заход в украинские порты таких судов считался экзотикой, в то время как отныне этот процесс начнет набирать обороты.

«Мы постепенно вливаемся в общемировую тенденцию перевозок, которая заключается в укрупнении тоннажа. В 2003 г. мы приняли судно длиной 225 м, и это было событием. Сейчас же у нас нормой являются суда длиной 300 м»,— подтверждает замначальника Одесского порта Юрий Васьков.

«Несколько лет назад ИСД организовал доставку импортного угля на судах такого класса. Однако из-за того, что наши порты на тот момент не могли работать с судами столь большой осадки, им приходилось разгружаться в румынском порту Констанца. После чего более мелкими партиями сырье доставлялось в украинские порты. Такая схема, безусловно, увеличивала стоимость доставки»,— вспоминает аналитик ИК Dragon Capital Сергей Гайда.

Движущей силой крупнотоннажной загрузки стала в этом году компания «Метинвест», которая еще в конце 2009-го начала экспорт железорудного сырья морскими судами в Китай. Переход на класс судов Capesize позволил компании значительно нарастить объемы отгрузки, поскольку появилась возможность перевозить партии груза по 180-200 т. В «Метинвесте» ранее сообщили о планах увеличить в 2010 г. экспорт ЖРС на 50% в сравнении с 2009-м — до 10 млн. т.

По наблюдениям аналитиков, пока ни одна из металлургических компаний, помимо «Метинвеста», не транспортирует свою продукцию судами класса Capesize. «Ferrexpo экспортирует сырье в меньших объемах, поэтому им достаточно 70-80-тысячников. Хотя преимущественно компания работает с заказчиками из Европы, что, в отличие от азиатского направления, предполагает скорее транспортировку железнодорожным транспортом. ИСД же импортирует сырье сейчас в основном из России, тоже по железной дороге»,— говорит Сергей Гайда.

Константин Ильницкий полагает, что работа с крупнотоннажными судами позволила «Метинвесту» удешевить перевозку сырья на 10-30%. А портам, по мнению эксперта, благодаря приходу Capesize-ов удалось сдержать темпы падения грузопотоков. «За 10 месяцев по портам падение объемов перевалки составило 4,6%. Однако если бы не было этих крупных партий груза, минус был бы значительно большим, поскольку кризис в отрасли продолжается, а утраченные объемы транзита так и не удалось вернуть»,— говорит господин Ильницкий.

Однако радоваться таким достижениям рано, полагают эксперты. В первую очередь потому, что рост тоннажа принимаемых портами судов происходит скорее вопреки возможностям портовой инфраструктуры, а не благодаря ей. Самая главная составляющая работы по привлечению крупного тоннажа — доведение глубин у причалов портов до требуемых показателей — пока далека от желаемой. По словам Юрия Васькова, загрузка 200-тысячника дает осадку судна в 20 м, в то время как допустимая осадка в пределах Одесского порта — 12-13 м. Чуть больше глубины у «Южного» и Севастопольского портов — до 15 м. «Из-за этого суда уходят недогруженными или дозагружаются на рейде»,— говорит господин Васьков. «Украинская компания «Трансшип» освоила в этом году схему перевалки на рейде, когда в порту судно берет 120-130 тыс. т, а остальное, до 200 тыс., загружается на рейде в районе Керченского пролива»,— подтверждает Константин Ильницкий.

Тем временем Юрий Васьков напоминает, что привлечение крупнотоннажных судов предполагает не только дноуглубительные работы в портах, но и ряд других, не менее затратных, мероприятий. «Обслуживание таких судов влечет за собой необходимость строительства и реконструкции соответствующих причалов, закупку более мощной перегрузочной техники. В каждом порту есть такая программа. Но нужно понимать, что пока они медленно внедряются в жизнь, перехватить инициативу могут конкуренты, которые развиваются гораздо быстрее, чем мы»,— говорит представитель Одесского порта.

Скорее всего, пока можно надеяться, что этого не случится — по крайней мере, аналитики не прогнозируют на 2011 г. увеличения морских поставок ЖРС в Китай со стороны «Метинвеста». «Вряд ли объемы экспорта ЖРС «Метинвестом» вырастут, поскольку с покупкой ММК им. Ильича появилась необходимость загружать мощности нового меткомбината»,— предполагает Сергей Гайда. Однако не стоит забывать, что в целом в Украине мощность ГОКов значительно превышает потребности отечественной металлургии, а наряду с благоприятной мировой конъюнктурой тенденция к наращиванию экспорта ЖРС будет только укрепляться.

Екатерина Гребеник

Новини

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

Через недосконалість санкцій російські металурги стали багатшими на $50 млрд

ВСІ НОВИНИ ⇢