Подробнее Запомнить город


Бес посредника: кому выгодно ссориться с "Газпромом"?

17.01.09 , СейЧас
размер текста:

Долги "Нафтогаза Украины" и злая воля Кремля, шантажирующего мир своими ресурсами, – не единственные причины затяжного газового конфликта. Замерзающие европейские страны стали заложниками не только несговорчивого "Газпрома", но и подковерных интриг корыстных украинских политиков. Желание сохранить контроль над поставками газа в Украину и за рубеж не только затмило для них внешнюю угрозу, но и сделало выгодным конфликт с российской стороной.

Газовый конфликт был бы уже урегулирован, если бы украинские политики не перетягивали трубу каждый в свою сторону, уверены политологи и эксперты газовой сферы. В преддверии президентских выборов каждому из них выгодно "застолбить" за собой газовый сектор. На сегодняшний день, помимо внешней войны с "Газпромом", ведется своеобразная украинская гражданская газовая война. Воюющих сторон две – "Нафтогаз Украины", подконтрольный правительству, и "РосУкрЭнерго", на которой сосредоточены интересы Партии регионов и, вероятно, президента.

Обвинение в посредничестве

Представители обоих лагерей активно ведут словесную борьбу. Пока дуэль больше напоминает дискуссию в стиле: "Дурак! – Сам дурак!". Обвиняют противники друг друга в одном и том же грехе – грехе посредничества. Накануне Юлия Тимошенко выступила с заявлением, что подписать газовый контракт ей помешали лица, заинтересованные в сохранении "РосУкрЭнерго". Реакция второй стороны не заставила себя ждать: Юрий Бойко перенаправил стрелы на премьера, заявив, что та лоббирует интересы некой посреднической структуры, за которой стоят Виктор Медведчук и Игорь Бакай.

Директор Центра политического маркетинга Василий Стоякин полагает, что взаимные обвинения сторон небезосновательны. "Накануне президентских выборов цена газа, договоренности с Россией, участие в этих договоренностях неправительственных структур является оружием в руках ключевых политиков", - заявил он на пресс-конференции.

Поскольку и правительство, и оппозиция, и президент имеют личные интересы в газовом деле, выступить единым украинским фронтом на переговорах с Россией и европейскими государствами им не удастся, уверен эксперт. Эта ситуация продолжает разрушать и до того не блестящий имидж Украины в глазах Евросоюза. Добавить к этому информационное давление со стороны "Газпрома" - и вот уже многие европейские страны, выступавшие против строительства газопровода через балтийское море, с интересом рассматривают вариант обойтись без Украины в качестве газового посредника.

Кто кому неугоден

Помимо украинского правительства и "РосУкрЭнерго", в этой войне есть еще одно заинтересованное лицо - "Газпром". Владимир Путин самолично потрудился намекнуть "господину Фирташу", что не заинтересован в сотрудничестве с РУЭ. Именно российская партия окажется выигрышной в этом конфликте, предрекают эксперты.

"Россия склоняется к тому, чтобы отказаться от "РосУкрЭнерго", – заявил директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Сапрыкин, отвечая на вопрос интернет-газеты "СЕЙЧАС". По его мнению, об этом намерении можно было судить еще в прошлом году, когда Дмитрия Фирташа лишили четырех из пяти участков для добычи нефти и газа, предоставленных ему ранее. Кроме того, в переговорах "Газпрома" с Польшей прозвучало четкое заявление, что "РосУкрЭнерго" принимать участие в поставках газа в эту страну больше не будет.

Но тот факт, что Путин откажется от посреднических услуг Фирташа, вовсе не означает, что он согласится на аналогичные услуги Тимошенко или близкой к ней структуры. Украинский газовый рынок – привлекательный кусок, которым не прочь полакомиться сам "Газпром". "России выгодно избавиться от посредника. Тогда "Газпром" через "Газэкспорт" может выйти на украинский рынок и контролировать большую его часть ", - полагает президент Киевского международного энергетического клуба "Q-club" Александр Тодийчук. Именно с учетом этих интересов Кремль ведет сейчас газовые переговоры.

"РосУкрЭнерго" остается?

"Единственный шанс РУЭ остаться газовым посредником между Россией и Украиной - форс-мажорные обстоятельства, например, смена правительства", - заявил Тодийчук интернет-газете "СЕЙЧАС". Но влиять на рынок компания все-таки сможет. Речь идет об облгазах.

Не так давно информация о том, что 75% облгазов сосредоточились в руках Фирташа, прозвучала от него самого. Антимонопольный комитет занялся проверкой. В данном случае АМКУ – грозное оружие в руках Тимошенко, которая имеет свои планы касательно продажи газа в Украине, а именно - национализация всех облгазов. "Облгазы, кроме стульев, не имеют ничего, трубы - государственные. Потому можно изменить законодательство при неадекватной работе облгазов и наказать их", - полагает Сапрыкин.

Не согласен с коллегой Василий Стоякин. По мнению эксперта, через облгазы у Фирташа есть серьезный аргумент в конфликте с "Нафтогазом Украины" – ведь именно эти сруктуры собирают платежи у населения. Таким образом, Дмитрию Фирташу удалось поставить НАК в неудобное положение. "Облгазы не перечисляют "Нафтогазу" денег. С другой стороны – "РосУкрЭнерго" требует отдать долги, которые были в значительной мере спровоцированы этими облгазами", - говорит Стоякин.

Что получается: если у правительства не получится отобрать у Фирташа облгазы, ему придется с ним договориться?

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
Верховная Рада приняла за основу законопроекты о реструктуризации валютных кредитов, многие из которых украинцы взяли еще до мирового кризиса 2008 года, и до кризиса 2014-2015 годов, вызванного агрессией России, когда из-за девальвации гривны суммы валютных займов выросли в разы. Идея в целом выглядит правильно, но что не так с этими законопроектами.
На восьмому році війни з Росією частина українських підприємств продовжує торгувати з РФ та пострадянським простором. Що змушує їх це робити, які переваги у європейських ринків і чому не всі ними користуються?
08.04.21
08.04.21
В июле 2021 года Еврокомиссия опубликует Закон о Carbon Border Adjustment Mechanism. Документ вступит в силу с 2023 года и введет в действие так называемую карбоновую пошлину. Ею будет облагаться вся промышленная продукция, пересекающая границы ЕС, если в цепочке ее производства присутствовал углеродный след.
Великий бізнес швидко пристосовується до кризових умов. На відміну від малих та середніх підприємців, компанії, які формують цілі галузі, мають достатній запас стійкості. Як під час локдауну в Києві працюють продавці будівельних матеріалів, ресторани та освітні заклади?
08.04.21
По словам министра финансов Сергея Марченко, в ближайшие два месяца МВФ может заключить с Украиной staff level agreement (соглашение на уровне персонала). После этого, "будем делать свою работу, принимать необходимые законы, чтобы получить, наконец, средства". Как видно, подходы не изменились: правительство о чем-то за закрытыми дверями договаривается с Фондом, а затем ставит парламент перед фактом.
06.04.21
Внешняя торговля Украины по итогам I квартала показала внушительный рост в денежном выражении. Несмотря на коронакризис, прогресс налицо, хотя повод для оптимизма не такой и большой, как может показаться на первый взгляд.
На украинском рынке нефтепродуктов сохраняется неопределенность из-за того, что российская "Роснефть" отказывается поставлять в нашу страну свою продукцию. Учитывая, что речь идет примерно о четверти всего дизтоплива и автогаза в балансе Украины, может образоваться дефицит топлива.
02.04.21
02.04.21
Украинская металлургическая отрасль испытывает кадровый голод. Сложная экономическая ситуация, трудовая миграция, низкий спрос на рабочие профессии среди молодого поколения. Ситуацию не спасает высокий уровень заработных плат на меткомбинатах. В 2020 году средняя з/п металлурга была на 20,1% выше, чем средняя по стране. Несмотря на кризис, в прошлом году украинский ГМК практически не снизил темпов производства.
01.04.21
01.04.21, Rail.insider
Для забезпечення справедливих тарифів необхідно зрештою здійснити реформу Укрзалізниці й створити умови для розвитку конкуренції. Вантажні перевезення не повинні покривати збитки від пасажирських перевезень або забезпечувати сплату величезного податку на землю під коліями.
01.04.21
Рада приняла во втором чтении з/п №4543, который призван разблокировать приватизацию крупных объектов, а также в первом чтении з/п № 4020 "О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации". В бюджет 2021 года заложено 12 млрд грн поступлений от приватизации: 9 млрд грн от продажи крупных объектов госсобственности и 3 млрд грн от малой приватизации.
31.03.21
30.03.21
29.03.21
26.03.21
25.03.21
23.03.21
22.03.21
16.03.21
12.03.21
09.03.21
05.03.21
02.03.21
01.03.21
26.02.21
24.02.21
19.02.21
16.02.21
11.02.21
09.02.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!