Подробнее Запомнить город


Горючее возвращение

размер текста:

Украина вошла в очередной этап стремительного повышения цен на горючее. На протяжении последних полутора месяцев высокооктановый бензин А-95 подорожал в среднем по стране на 10%. А из-за увеличения налоговой нагрузки на участников рынка стоимость топлива может подняться еще на 10%. Автолюбителям и профессиональным мастерам руля и спидометра остается уповать только на укрепление национальной валюты. Если гривня продолжит расти относительно доллара, то на стоимость горючего благотворно повлияет импорт.

Если в первых числах декабря 2008 г. наиболее востребованный бензин А-95 реализовывался по 4,63 грн./л, то сейчас он стоит в лучшем случае 5,05 грн./л. В отдельных регионах страны цены выросли еще больше. К примеру, в Киеве и области литр 95-го на сегодняшний день продается как минимум по 5,15 грн., а в Донецкой, Луганской и Закарпатской областях уже по 5,20 грн./л. Рекордсмены — Крым и Севастополь, где цена превышает 5,3 грн./л. Правда, в отдельных регионах топливом можно было разжиться за 4,75–5,85 грн./л.

Повышая стоимость, нефтяники по традиции ориентируются на Секретариат экспертно-аналитической группы по вопросам рынка нефти и нефтепродуктов, который ежедекадно публикует бюллетень с рекомендованными ценами на топливо. Показательный пример — Крым. В начале зимы А-95 и дизельное топливо реализовывались на полуострове по 4,6 и 5,1 грн./л соответственно. По расчетам секретариата, в первой декаде декабря минимальная стоимость этих нефтепродуктов должна быть не менее 4,72 и 5,31 грн./л соответственно. Как результат в считанные дни цены на крымских заправках подтянулись к этим ориентирам.

Еще полтора месяца назад розничный рынок нефтепродуктов демонстрировал прямо противоположную тенденцию. Бензин дешевел в среднем на 2% в неделю. Базой для этой динамики было стремительное обесценивание нефти на мировых рынках: на протяжении второй половины прошлого года она упала на 70% — до $36/баррель. В течение последних двух недель нефть начала дорожать. На сегодняшний день баррель черного золота стоит уже $41. Но даже эти обстоятельства не могли послужить основанием для произошедшего в Украине удорожания нефтепродуктов. В первую очередь потому, что сейчас переработчики закупают нефть на февраль.

До последнего времени нефтяники объясняли текущий рост цен на горючее девальвацией гривни по отношению к доллару. В принципе такая мотивация имеет право на жизнь: из импортной нефти, которая закупается за валюту, производится порядка 80% украинских светлых нефтепродуктов. А более 40% отечественного рынка наполнено импортным топливом. Наряду с этим эксперты говорят, что поднятие цен на нефтепродукты стало следствием уменьшения доходов участников рынка. «Объемы продаж снижаются: если в августе 2008 года в высокооктановом сегменте финансовая емкость рынка составила около $900 млн, то в декабре — порядка $400 млн. В таких условиях единственной возможностью сохранить прежние доходы можно считать увеличение цен на нефтепродукты, что мы сейчас и наблюдаем», — считает директор НТЦ «Психея» Сергей Сапегин.

Самое неприятное для отечественных автомобилистов заключается в том, что нынешний рост цен — только начало. На минувшей неделе Секретариат экспертно-аналитической группы опубликовал новый бюллетень с прогнозом на очередное повышение. Так, согласно расчетам этого объединения, в течение второй декады января «экономически обоснованные» розничные цены на дизельное топливо и А-95 составляют в среднем 5,74 и 5,22 грн./л соответственно. Де-факто это означает, что уже к концу следующей недели топливо может продаваться на 3% дороже, чем сейчас. Вторым (более существенным) толчком может послужить увеличение налоговой нагрузки на нефтетрейдеров. В конце прошлого года Верховная Рада проголосовала за правительственный законопроект №3078 «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам акцизного сбора», согласно которому ставка акциза на бензины вырастет на 83% — до 110 евро/ т реализованной продукции. Президент Виктор Ющенко уже завизировал это решение парламента, поэтому оно вступит в силу (после опубликования) в ближайшее время.

Премьер-министр Юлия Тимошенко считает, что увеличение акциза не приведет к росту стоимости топлива. Правда, такая уверенность главы правительства опровергается ее же решением, принятым осенью прошлого года. Тогда Юлия Владимировна провела встречу с нефтетрейдерами, по итогам которой отказалась от плана поднять ставку акциза взамен на обещание участников рынка снизить стоимость горючего. Та договоренность является прямым подтверждением, что налоговая нагрузка и цена на топливо имеют прямую корреляцию.

С этим предположением соглашаются и эксперты рынка. По расчетам Сергея Сапегина, повышение акциза может поднять стоимость высокооктановых нефтепродуктов на 50 коп./л. «Розничный рынок отреагирует на увеличение налоговой нагрузки через полторы-две недели после того, как закон №3078 вступит в силу», — считает г-н Сапегин. В свою очередь директор компании «Юпеко» Сергей Куюн предполагает, что новый налог (при условии сохранения курса евро к гривне в соотношении 1:10,5) может повысить стоимость бензина примерно на 45 коп./л. Такие прогнозы говорят о том, что в ближайшей перспективе А-95 будет продаваться как минимум на 10% дороже, чем сейчас, — по 5,5 грн./л. Но вполне возможно, что темпы роста цены будут скромнее, если курс гривни продолжит укрепляться. По крайней мере, крупнооптовый сегмент на удорожание национальной валюты в конце прошлой недели уже отреагировал: 95-й подешевел на 0,62% — до 6,068 тыс. грн./т.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
Верховная Рада приняла за основу законопроекты о реструктуризации валютных кредитов, многие из которых украинцы взяли еще до мирового кризиса 2008 года, и до кризиса 2014-2015 годов, вызванного агрессией России, когда из-за девальвации гривны суммы валютных займов выросли в разы. Идея в целом выглядит правильно, но что не так с этими законопроектами.
На восьмому році війни з Росією частина українських підприємств продовжує торгувати з РФ та пострадянським простором. Що змушує їх це робити, які переваги у європейських ринків і чому не всі ними користуються?
08.04.21
08.04.21
В июле 2021 года Еврокомиссия опубликует Закон о Carbon Border Adjustment Mechanism. Документ вступит в силу с 2023 года и введет в действие так называемую карбоновую пошлину. Ею будет облагаться вся промышленная продукция, пересекающая границы ЕС, если в цепочке ее производства присутствовал углеродный след.
Великий бізнес швидко пристосовується до кризових умов. На відміну від малих та середніх підприємців, компанії, які формують цілі галузі, мають достатній запас стійкості. Як під час локдауну в Києві працюють продавці будівельних матеріалів, ресторани та освітні заклади?
08.04.21
По словам министра финансов Сергея Марченко, в ближайшие два месяца МВФ может заключить с Украиной staff level agreement (соглашение на уровне персонала). После этого, "будем делать свою работу, принимать необходимые законы, чтобы получить, наконец, средства". Как видно, подходы не изменились: правительство о чем-то за закрытыми дверями договаривается с Фондом, а затем ставит парламент перед фактом.
06.04.21
Внешняя торговля Украины по итогам I квартала показала внушительный рост в денежном выражении. Несмотря на коронакризис, прогресс налицо, хотя повод для оптимизма не такой и большой, как может показаться на первый взгляд.
На украинском рынке нефтепродуктов сохраняется неопределенность из-за того, что российская "Роснефть" отказывается поставлять в нашу страну свою продукцию. Учитывая, что речь идет примерно о четверти всего дизтоплива и автогаза в балансе Украины, может образоваться дефицит топлива.
02.04.21
02.04.21
Украинская металлургическая отрасль испытывает кадровый голод. Сложная экономическая ситуация, трудовая миграция, низкий спрос на рабочие профессии среди молодого поколения. Ситуацию не спасает высокий уровень заработных плат на меткомбинатах. В 2020 году средняя з/п металлурга была на 20,1% выше, чем средняя по стране. Несмотря на кризис, в прошлом году украинский ГМК практически не снизил темпов производства.
01.04.21
01.04.21, Rail.insider
Для забезпечення справедливих тарифів необхідно зрештою здійснити реформу Укрзалізниці й створити умови для розвитку конкуренції. Вантажні перевезення не повинні покривати збитки від пасажирських перевезень або забезпечувати сплату величезного податку на землю під коліями.
01.04.21
Рада приняла во втором чтении з/п №4543, который призван разблокировать приватизацию крупных объектов, а также в первом чтении з/п № 4020 "О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации". В бюджет 2021 года заложено 12 млрд грн поступлений от приватизации: 9 млрд грн от продажи крупных объектов госсобственности и 3 млрд грн от малой приватизации.
31.03.21
30.03.21
29.03.21
26.03.21
25.03.21
23.03.21
22.03.21
16.03.21
12.03.21
09.03.21
05.03.21
02.03.21
01.03.21
26.02.21
24.02.21
19.02.21
16.02.21
11.02.21
09.02.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!