Труба на двоих: Лукашенко обходит Ющенко с фланга

Точка зору

Белорусский президент решил сыграть на конфликте "Газпрома" и "Нафтогаза". Во вторник, 20 января, Виктор Ющенко встретился в Чернигове со своим коллегой Александром Лукашенко – "последним диктатором Европы", как тот себя в шутку называет. Момент для рабочего визита был выбран удачный. "Газовая война" подарила Беларуси уникальный шанс: с одной стороны, улучшить взаимоотношения с ЕС, с другой, попытаться заставить "Газпром" раскошелиться на новую нитку газопровода "Ямал-Европа-2" по белорусской территории.

Пока между Украиной и Россией продолжалась газовая война, в Беларуси напряженно подсчитывали выгоды и убытки для себя. Официальному Минску с 2007 года хорошо известно, что такое российский газовый капкан.

В настоящее время "Газпром", по неофициальным данным", владеет 25% акций "Белтрансгаза". Согласно договору 2007 года, российский энергетический монополист поэтапно (в течение 2007-2010 гг.) выкупит у "Белтрансгаза" 50% акций за $2,5 млрд.

Что касается цены и объема поставок "голубого топлива" на 2009 год, то белорусская сторона не получила от Миллера никаких гарантий.

Как заявил зампред правления российского монополиста Александр Медведев 31 декабря, спешки в подписании контрактов на 2009 год на поставки российского газа нет никакой. По его словам, в отношениях между двумя компаниями "есть процедура по перерасчетам позднее" за поставляемый газ. Ближайший визит белорусского премьера Сергея Сидорского в российскую столицу намечен на 30 января.

Напомним, что, согласно пятилетнему контракту, подписанному 31 января 2006 года, с 2008 года цена на газ для Беларуси определяется по формуле, привязанной к стоимости нефтепродуктов на европейских рынках с учетом понижающих коэффициентов цены на 2008–2010 годы: 0,67, 0,8 и 0,9 соответственно. Согласно этой формуле, цена российского газа для Беларуси должна вырасти с $127,9 за тысячу кубометров до $190. Белорусская сторона готова согласиться максимум на $150 "или чуть выше", отметил ИТАР-ТАСС источник, близкий к белорусской делегации.

В настоящее время стоимость транзита по системе "Белтрансгаза" составляет до $1,45 за 1 тыс. куб. м на 100 км, в то время как по трубам, принадлежащим "Газпрому", тариф сохранился на уровне $0,43.

Одурманенные трубой

Пока продолжалась "газовая блокада" Украины, белорусы спали спокойно: перекрывать вентиль в их трубе Москве было не резон. Наоборот, транзит через западный форпост России, как любит называть Беларусь ее правитель, увеличился на 35 млрд. кубов.

А 17 января на конференции в Москве Сидорский еще и реанимировал подзабытую идею достройки второй нитки газопровода "Ямал-Европа-2" через Беларусь (проектная мощность – 32 млрд. куб. м).

Проект, по заверениям белорусов, и лучше, и дешевле, чем "потоки" в Европу. Во-первых, первая нитка "Ямала-Европы" уже спасла замерзающую Европу, когда поставки через Украину были полностью прекращены. А во-вторых, его строительство обойдется в $1,5 млрд. и может быть закончено через 1-1,5 года (документы и землеотвод окончены), тогда как "северный" и "южный" потоки будут готовы не ранее 2012 года.

Беларусь готова взять на себя обязательства по согласованию строительства "Ямал-Европа-2" с Польшей и Германией в интересах транзита российского газа и освободить на пять лет от налогов прокачку газа в Европу. Но готова ли Европа выдать индульгенцию белорусскому "диктатору"? Как известно, нынешний этап потепеления отношений между Минском и Брюсселем завершится в апреле 2009 года. Какими будут итоги, никто не знает.

Кремль особого восторга по поводу проекта не продемонстрировал. Дело в том, что еще во время строительства первой нитки "Ямал-Европа" возникли проблемы с землеотводом под строительство компрессорных станций.

Кроме того, в 2007 году в ответ на газовый шантаж Москвы из Минска прозвучали угрозы пересмотреть условия нахождения на белорусской территории двух российских военных баз. Поэтому российское руководство даже в страшном сне не может себе представить, чтобы российские транзитные нитки стали предметом торга в руках "бацьки".

Между тем история данного вопроса служит хорошим уроком, к чему приводит "безгалстучная" дипломатия, столь популярная в 90-е годы.

В интервью российской газете "Завтра" Лукашенко вкратце напомнил историю "Ямал-Европы: "Построили нитку, я рядом под вторую трубу фундаменты, станции. Ранний Путин у нас в Беларуси говорит: вот вы помогите нам, вам это выгодно, "Ямал-Европа". Мы будем через вас качать столько газа в Западную Европу, что вы за транзит можете купить полностью потребность своего газа. Прошло некоторое время, он отказался строить вторую нитку. Под Шредера попал-таки. Начали это строить. Я говорю: зачем? Вот вам Беларусь. Хотите бесплатно, только не давите нас. Так они похерили все, что для второй нитки было создано на сотни миллионов долларов… А я же думал, что мы свои люди".

Несбыточные мечты

Украину и Беларусь, помимо "газовой удавки" и общей истории, связывают экономические неурядицы и пока что закрытые двери в ЕС.

Обе страны сильно пострадали от кризиса и обратились за помощью к МВФ. Украина получит от международных доноров $16,5 млрд., Беларусь – $2,5 млрд. Спрос на основные предметы экспорта Беларуси – калийные удобрения и нефтепродукты – значительно сократился.

Список тем, которые обсудили Виктор Ющенко и Александр Лукашенко сначала тет-а-тет, а потом в расширенном кругу, внушительный: от энергетики, торговли, нефтеперерабатывающей отрасли, транспорта до борьбы с кризисом.

Виктор Ющенко отметил необходимость сохранения с Беларусью "добрососедских дружеских отношений высокого статуса, с крепкими связями", а также динамики товарооборота, который за последний год вырос на 70% и превысил $5 млрд. По его словам, в двусторонних отношениях стран "нет никаких серьезных проблем".

Украинский глава снова приятно удивил, отказавшись выносить сор из избы в связи с подписанием газовых соглашений.

Со своей стороны "бацька" поблагодарил украинского коллегу "за колоссальную поддержку" Беларуси на всех уровнях общения с европейскими и американскими партнерами. Подчеркнув при этом, что между странами никогда не было проблем на уровне "народной" дипломатии, то есть в отношениях между гражданами. Это можно толковать так: мы рассчитываем на вашу более активную поддержку.

Говоря о последствиях мирового финансового кризиса, Лукашенко отметил: "Мы должны из этой ситуации выйти более крепкими". Что касается энергетики, белорусская сторона выразила надежду на поставки электроэнергии из Украины.

Напоследок Лукашенко заверил, что Виктора Ющенко ждут в Минске с визитом в любое удобное время.

После завершения переговоров состоялась церемония подписания украинско-белорусских документов:

1) Меморандума о сотрудничестве между двумя правительствами в энергетической сфере;

2) Консульской конвенции между Украиной и Республикой Беларусь;

3) Межправительственного соглашения об упрощенном порядке пересечения участка автомобильной дороги Славутич – ЧАЭС, которая проходит через территорию Беларуси;

4) Меморандума между правительствами и Нацбанками двух стран об отработке системы мер по интенсификации двустороннего торгово-экономического сотрудничества в условиях мирового финансово-экономического кризиса.

Пока все обсуждают итоги газовой войны, политикам в Европе сейчас не до нормализации отношений с Беларусью. А зря.

Новини

19 Квітня 2024

ДТЕК попереджає про можливі відключення світла у Києві

Відвантаження довгого прокату за кордон зросли на 13,4%

EDF постачатиме зелену енергію для французького заводу з виробництва DRI

Асоціація портів України звернулась до уряду щодо ситуації на Дунаї

Ворог пошкодив припортову інфраструктуру на Одещині

Сім країн у світі виробляють всю свою енергію з відновлюваних джерел

Pilbara Minerals відзначає збільшення цін на літій

Nippon Steel намагається розвіяти побоювання з приводу придбання US Steel

Каметсталь освоює виплавку заготовки підвищеної якості

Виробництво в будівельному секторі ЄС зросло на 1,8% 

США виділило $28 млн на розробку технологій очищення чавуну та сталі

Україна отримає від ЄІБ 560 млн євро на відновлення енергетики та житла

Китай у березні збільшив видобуток руди на 14,5% 

УЗ планує відремонтувати майже 1200 кілометрів колій

Зміна клімату призведе до значних економічних втрат у майже всіх країнах світу

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢