Подробнее Запомнить город


Украина проиграла шельф

Международный суд ООН в Гааге признал Змеиный островом, однако счел, что этот аргумент не может влиять на линию делимитации континентального шельфа и исключительных экономических зон Украины и Румынии в Черном море, поскольку является достаточно отдаленным от берега.

«Учет острова Змеиный означал бы юридический пересмотр географии. Благодаря конфигурации, остров Змеиный не имеет никакого влияния на возможное расширение исключительной экономической зоны Украины»,— заявила президент Международного суда ООН в Гааге Розалин Хиггинс. Также суд решил не учитывать диспаритет в длине прибрежной линии Украины и Румынии в Черном море при делимитации континентального шельфа и исключительной экономической зоны.

«Суд признал, что украинская береговая линия в зоне делимитации в три раза больше, чем румынская линия, и это существенно усиливает позицию Украины»,— заявил руководитель пресс-службы МИД Василий Кирилич. По его словам, с сегодняшнего дня в соответствии с решением МС ООН, в том районе, который отошел к Украине, можно начинать и проводить полноценную хозяйственную деятельность.

Вместе с тем решение суда является серьезным документом, требующим анализа. Поэтому, как отмечают в МИД, украинские дипломаты тщательно проанализируют это решение, после чего будет выработана окончательная позиция украинского внешнеполитического ведомства.

По словам представителя Украины в МС ООН Владимира Василенко, суд отверг большинство аргументов румынской стороны. В частности, аргумент относительно компенсационной справедливости, в соответствии с которым Румыния обжаловала принадлежность острова Змеиный Украине. «Суд вынес решение, которое опирается на международное право»,— сказал он. Господин Василенко также отметил, что суд не учел как релевантные обстоятельства ни румынскую Сулинскую дамбу, ни остров Змеиный. Суд также не учел тот фактор, что соотношение прибрежной линии Украины и линии Румынии составляет 2,8 к 1.

Румыния называет решение честным. Об этом заявил заместитель председателя Национального агентства по минеральным ресурсам Румынии Герман Михай. «Суд принял честное решение»,— сказал он. Господин Михай не уточнил, какой объем нефти и газа может находиться в той части шельфа, которая, согласно решению суда, отошла румынской стороне. Он лишь отметил, что для определения запасов нужны десятки или даже сотни миллионов долларов для осуществления геологоразведочных работ.

Член комитета Рады по иностранным делам Тарас Чорновил считает, что решение МС ООН свидетельствует о том, что политика сыграла большую роль, чем играет юриспруденция. «Это характерно для европейского суда. Мне кажется, что решение достаточно заангажировано и оно повлечет за собой ряд политических нюансов. Очевидно, это первый шаг, после которого усилится определенное давление со стороны Румынии. По его словам, сегодня очень важно, чтобы Украина сама инициировала процесс по некоторым другим нормам международного права, которые распределяют акваторию морей и, соответственно, шельф по принципу размера долготы береговой линии той или другой страны.

Его поддерживает директор Центра мира, конверсии и внешней политики Александр Сушко. «Если мы возьмем спорный кусок моря и посмотрим, как его распределили, то увидим, что в соотношении 40:60% в пользу Румынии. Однако тут интересно не столько соотношение, сколько места залежей газа и нефти»,— отмечает эксперт. По его словам, говорить об экономическом выигрыше можно будет тогда, когда будет проведена детальная геологическая разведка указанных акваторий.

В любом случае важно, что поставлена точка в споре между Украиной и Румынией, который длился несколько лет. «Это открывает возможности для привлечения инвестиций для разработки Черноморского шельфа, в том числе во взаимодействии с Румынией»,— сказал директор международных программ Центра Разумкова Валерий Чалый.

Официальные представители профильных компаний Украины в целом заявляют, что делать какие-либо оценки о потерях либо приобретениях Украины в результате данного решения неуместно. Валентин Землянский, пресс-секретарь НАК «Нефтегаз Украины», отмечает, что на сегодняшний день каких-либо подтвержденных оценок по поводу не только объемов энергоресурсов, но даже их наличия, нет.

«В данном спорном районе на самом деле больше замешаны интересы рыболовства, чем нефти, так как там обитает нерест довольно редкой рыбы — катрана,— говорит господин Землянский.— Но настоящие исследования региона так и не были проведены в связи с отсутствием инвестиций. Неясно, есть ли там вообще хоть что-нибудь. Поэтому на сегодня можно сказать одно: нельзя потерять то, чего мы не имели».

В компании «Черноморнефтегаз», занимающейся добычей топлива на украинской части черноморского и азовского шельфов, в целом согласны с такой оценкой. По словам Юрия Авдеева, руководителя пресс-службы компании, в последний раз (почти восемь лет назад) была проведена лишь сейсмическая оценка районов вокруг Змеиного, которая подразумевает лишь съемку местности с воздуха на большой высоте.

«Единственный геодезический анализ, который был проведен, показал наличие полости, и не более того,— отмечает господин Авдеев.— В этой полости может быть нефть, может быть газ, может быть и коньяк херсонского розлива или многое другое, а может и вообще ничего не быть. Чтобы получить точные данные, необходимо бурение, но особого интереса к такому исследованию у нас так никто и не проявлял. У «Черноморнефтегаза» есть множество реальных месторождений — Субботино, Одесское, Безымянное, где действительно много ресурса и который не является спорным. Сейчас же в Гааге просто решили вопрос границ, а не разделения месторождений, которых там просто может и не быть».

В то же время кардинально противоположную оценку ситуации высказывает руководитель Центра энергетических исследований Константин Бородин, работавший в Минтопэнерго и «Нефтегазе» при Юрии Бойко. «То, что случилось, это очередная закономерная неудача нынешней дипломатии, так как фактически сегодня наша страна потеряла 1/8 часть запасов нефти и газа, которыми она располагает»,— отмечает господин Бородин.

Так, по его словам, 80% оценочных запасов Украины находятся как раз на шельфах Азовского и Черного морей, что составляет около 1,7 млрд. т условного топлива. «Из этих оценочных 1,7 млрд. теперь в пользу другого государства фактически отнято 1/8 часть водных территорий, где есть запасы нефти и газа в эквиваленте как минимум 200 млн. условных тонн — или 200 млрд. кубометров газа, что в 10 раз больше, чем Украина сейчас добывает ежегодно»,— говорит эксперт.

Кроме того, Константин Бородин считает абсурдным сам принцип разграничения этих территориальных вод. «Мне непонятно, как десятилетиями Румыния признавала эти воды собственностью СССР, но после возникновения независимой Украины посчитала эти воды своими»,— отмечает господин Бородин.

Руководитель Центра энергетических исследований отмечает, что главная причина возникшего в 90-е годы территориального спора между Украиной и Румынией кроется в интересах группы англо-голландских и американских нефтяных корпораций. «В 1997 г. англо-голландская Royal Dutch Shell выиграла у нас тендер на разработку этого шельфа, но так и не приступила к работам и в 2002 г. в связи с истечением сроков, лишилась лицензии,— рассказывает господин Бородин.— Затем в нашей стране была длительная дискуссия по поводу допуска иностранцев и законодательства о разделе продукции, но недавно все это увенчалось громким скандалом с крупнейшим мировым игроком Vanco Energy. Спрашивается: зачем западным корпорациям работать с проблемной Украиной, если им намного удобней и проще добывать нефть в Румынии?»

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
Верховная Рада приняла за основу законопроекты о реструктуризации валютных кредитов, многие из которых украинцы взяли еще до мирового кризиса 2008 года, и до кризиса 2014-2015 годов, вызванного агрессией России, когда из-за девальвации гривны суммы валютных займов выросли в разы. Идея в целом выглядит правильно, но что не так с этими законопроектами.
На восьмому році війни з Росією частина українських підприємств продовжує торгувати з РФ та пострадянським простором. Що змушує їх це робити, які переваги у європейських ринків і чому не всі ними користуються?
08.04.21
08.04.21
В июле 2021 года Еврокомиссия опубликует Закон о Carbon Border Adjustment Mechanism. Документ вступит в силу с 2023 года и введет в действие так называемую карбоновую пошлину. Ею будет облагаться вся промышленная продукция, пересекающая границы ЕС, если в цепочке ее производства присутствовал углеродный след.
Великий бізнес швидко пристосовується до кризових умов. На відміну від малих та середніх підприємців, компанії, які формують цілі галузі, мають достатній запас стійкості. Як під час локдауну в Києві працюють продавці будівельних матеріалів, ресторани та освітні заклади?
08.04.21
По словам министра финансов Сергея Марченко, в ближайшие два месяца МВФ может заключить с Украиной staff level agreement (соглашение на уровне персонала). После этого, "будем делать свою работу, принимать необходимые законы, чтобы получить, наконец, средства". Как видно, подходы не изменились: правительство о чем-то за закрытыми дверями договаривается с Фондом, а затем ставит парламент перед фактом.
06.04.21
Внешняя торговля Украины по итогам I квартала показала внушительный рост в денежном выражении. Несмотря на коронакризис, прогресс налицо, хотя повод для оптимизма не такой и большой, как может показаться на первый взгляд.
На украинском рынке нефтепродуктов сохраняется неопределенность из-за того, что российская "Роснефть" отказывается поставлять в нашу страну свою продукцию. Учитывая, что речь идет примерно о четверти всего дизтоплива и автогаза в балансе Украины, может образоваться дефицит топлива.
02.04.21
02.04.21
Украинская металлургическая отрасль испытывает кадровый голод. Сложная экономическая ситуация, трудовая миграция, низкий спрос на рабочие профессии среди молодого поколения. Ситуацию не спасает высокий уровень заработных плат на меткомбинатах. В 2020 году средняя з/п металлурга была на 20,1% выше, чем средняя по стране. Несмотря на кризис, в прошлом году украинский ГМК практически не снизил темпов производства.
01.04.21
01.04.21, Rail.insider
Для забезпечення справедливих тарифів необхідно зрештою здійснити реформу Укрзалізниці й створити умови для розвитку конкуренції. Вантажні перевезення не повинні покривати збитки від пасажирських перевезень або забезпечувати сплату величезного податку на землю під коліями.
01.04.21
Рада приняла во втором чтении з/п №4543, который призван разблокировать приватизацию крупных объектов, а также в первом чтении з/п № 4020 "О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации". В бюджет 2021 года заложено 12 млрд грн поступлений от приватизации: 9 млрд грн от продажи крупных объектов госсобственности и 3 млрд грн от малой приватизации.
31.03.21
30.03.21
29.03.21
26.03.21
25.03.21
23.03.21
22.03.21
16.03.21
12.03.21
09.03.21
05.03.21
02.03.21
01.03.21
26.02.21
24.02.21
19.02.21
16.02.21
11.02.21
09.02.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!