Подробнее Запомнить город


Металл возвращается в порты

09.02.09 , Дело
размер текста:

Один из крупнейших портов Украины — Одесский морской торговый порт — надеется удержать объем переработки грузов на уровне плановых показателей прошлого года. Это 28 миллионов тонн.

Украинские порты кризис не мог обойти стороной: снижение объемов внешней торговли автоматически означает падение переработки грузов. В Одесском морском торговом порту в январе грузопереработка уменьшилась на 745 тысяч тонн, или на 25%, по сравнению с январем прошлого года. И все же есть позитивные моменты: активизировавшийся экспорт зерна и оживший экспорт металла.

Кто больше пострадал

Дыхание кризиса Одесский порт начал ощущать в октябре. Однако если в порту в целом снижение переработки одних грузов частично компенсируется за счет увеличения других, то работающие в порту компании с узкой специализацией ощущают спад в экономике и снижение импорта из-за девальвации гривни куда сильнее.

«Одесский порт достаточно диверсифицирован по видам грузов. Стивидорные (перевалка и хранение грузов. — «ДЕЛО») и транспортные компании, ориентированные исключительно на металл, пострадали существенно, — говорит Роман Дамаскин, генеральный директор транспортно-экспедиторской компании «Новолог Сервисиз». — Снижение производства и продаж продукции металлургических комбинатов привело к снижению объема перевалки». По его словам, некоторым операторам помогло то, что их клиенты смогли быстро среагировать на изменение рыночных условий. Ведь они также заинтересованы выйти из кризиса с меньшими потерями.

Неблагоприятной можно также назвать нынешнюю рыночную конъюнктуру и для стивидорных компаний, которые ориентированы на перевалку контейнеров. Недогруженность мощностей по переваливанию контейнеров подтвердила пресс-служба ОМТП: «В январе грузооборот контейнеров снизился на 12,56 тысячи TEU (международное обозначение 20-футового контейнера), или на 36,5%, по сравнению с январем 2008 года».

По словам исполнительного директора стивидорной компании «Гамбург порт консалтинг — Украина» Бронислава Суходольского, в январе загрузка контейнерного терминала этой компании в Одесском порту составляла 56% от уровня января 2008 года.

В конце года стивидорной компанией «Бруклин-Киев Порт» был достроен новый контейнерный терминал. Загруженным терминал не назовешь: два новых современных погрузочных крана простаивали. Однако тут все же ожидали подход судна.

На самом деле на момент нашего визита в порт в конце января контейнерами загружалось единственное судно — на причале контейнерного терминала, где оперирует «ГПК-Украина». Контейнеровозов на выгрузке (импорт) в этот день и вовсе не было. А это показательно — ведь Одесский порт обрабатывает примерно половину контейнеров, транспортируемых через украинские морские порты. Не было в порту и разгрузки импортных автомобилей (морем поставляются в специальных контейнерах), а таких грузов Одесский порт, по словам главного диспетчера ОМТП Руслана Сахаутдинова, обычно перерабатывает около 20%. Остальное идет через Ильичевский порт.

Спасение в зерне

В прошлом году выросли объемы переработки наливных грузов. «В основном это транзитная нефть и нефтепродукты из России, Казахстана и Беларуси», — пояснил Сахаутдинов. Также увеличилась переработка зерновых грузов на экспорт. Благодаря чему Одесский морской торговый порт увеличил в 2008-м грузооборот до рекордного показателя — 34,56 миллиона тонн.

«В 2008 году мы перевалили 4,74 миллиона тонн грузов, тогда как в 2007-м — около 4 миллионов», — рассказывает Александр Пилев, начальник производственно-перегрузочного комплекса №5 стивидорной компании «Бруклин Киев». Терминал этой компании рассчитан на переработку сухих грузов широкого спектра, включая металл, уголь, зерно и сахар-сырец.

По словам Пилева, показатель 2008 года стал рекордным для терминала «Бруклин Киев». А достичь таких результатов удалось благодаря активизировавшемуся экспорту зерновых и подсолнечника — их было перевалено 3,3 миллиона тонн. Перевалка зерновых в портах активно ведется и сейчас. «С начала 2009 года нами перевалена 321 тонна зерновых грузов», — говорит Александр Пилев. По его словам, подсолнечник уходит в европейские порты, ячмень — в Саудовскую Аравию. К концу февраля в «Бруклин Киеве» ожидают возобновления импорта сахара-сырца.

Перевалка зерновых, как правило, ведется навалом с использованием припортового элеватора (их на территории порта три). Однако нам довелось наблюдать за погрузкой зерна прямым методом «вагон — судно». Отгрузка на экспорт (в Сирию) велась на терминале «Новолог». Преимущества такого метода заключаются в том, что зерно не падает с большой высоты (так было бы при перевалке через припортовый элеватор). Это актуально для кукурузы, которая «боится» высоты — ее зерно бьется.

Сухогрузы с пшеницей с причала, на котором оперирует стивидорная компания «Новолог», в последнее время уходили в направлении Египта.

Корректировка планов

В январе некоторое оживление работники порта отмечали в части перевалки металла. Его отгружали на Ближний Восток, в Северную Африку и Юго-Восточную Азию. Роман Дамасков отметил, что после 3-4-летнего перерыва возобновились поставки украинской металлопродукции в Китай.

В то же время операторы, специализирующиеся на контейнерной перевалке, не рассчитывают на восстановление грузооброта в ближайшие месяцы, прежде всего это касается импорта. Транзит контейнерных грузов тоже снижается — ведь и у наших соседей тоже есть проблемы, которые обуславливают снижение внешней торговли. Именно страны СНГ обеспечивают основные потоки транзитных грузов в ОМТП и другие порты Украины.

Правда, операторы контейнерного терминала не отчаиваются. Хорошая динамика первых трех кварталов прошлого года позволила компаниям «обрасти жирком».

В этом году порт планирует перевалить 28 миллионов тонн — столько планировали на 2008 год, а получилось на 6,5 миллиона тонн больше.

Если говорить о долгосрочных планах развития, то нынешнее руководство порта видит его в дальнейшей контейнеризации мощностей. Тут считают, что со временем часть навалочных грузов «уйдет» в контейнеры. Причем уже сегодня практикуется перевозка этих грузов по такой схеме.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
21.04.21
В Верховную Раду внесли законопроект, который обязывает украинских промышленников за четыре года пройти путь модернизации, которым в Европе шагали несколькими десятилетиями.
20.04.21
Россия закрыла до октября проход через Керченский пролив военным и государственным судам Украины. Перекрытие коммерческого судоходства грозит убытками для промышленности региона.
19.04.21
На початку квітня Україна нарешті спромоглася презентувати проєкт другого Національного визначеного внеску (НВВ2), тобто свої зобов'язання щодо зменшення викидів СО2 до 2030 року, відповідно до Паризької угоди.
16.04.21
В інтерв'ю Бізнес Цензор заступник голови Комітету Верховної Ради з питань економічного розвитку Дмитро Кисилевський розповів про причини подовження мита на експорт металобрухту, майбутнє заготівлі і проблеми української металургії через Green Deal у Євросоюзі.
Парламент принял закон о принудительной реструктуризации валютных кредитов. Выгоду получат обеспеченные украинцы, а проиграют — бизнес, клиенты банков и вся страна в целом.
15.04.21
В Украине хотят снизить комиссию, которую банки взимают за обслуживание карт. Такой шаг, по идее, должен привести к снижению цен в магазинах, поскольку ритейлеры признают, что перекладывают свои расходы по эквайрингу на конечного потребителя. Однако эксперты сомневаются, что товары подешевеют.
15.04.21
Семь стран ЕС выступили в защиту равных условий для атомной энергетики в достижении целей Green Deal. Главная задача зеленого перехода - отказ от ископаемых видов топлива, сжигание которых приводит к выбросам СО2. Атомные электростанции абсолютно вписываются в эти требования.
Против членов рейдерской группы Вадима Нестеренко правоохранители также ведут уголовные расследования по фактам гибели 4 человек.
14.04.21
В Украине расширен перечень долгов, которые можно взыскивать со счетов граждан в банках, а сами финучреждения стали подключаться к автоматизированной системе списания
Потребление, торговля и внутренние инвестиции остаются важными и наиболее устойчивыми драйверами роста экономики Украины. А это означает заметно возрастающую роль организованного сетевого ритейла. Источник: https://biz.censor.net/r3259384
13.04.21
12.04.21
09.04.21
08.04.21
06.04.21
02.04.21
01.04.21
31.03.21
30.03.21
29.03.21
26.03.21
25.03.21
23.03.21
22.03.21
16.03.21
12.03.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!