Йоахим Шредер: «Пока не восстановится кредитование,… мы не увидим значительных изменений»

Точка зору

Начиная с сентября прошлого года, по всему миру отменено проектов на 70 млн. т стали. Прописные истины из учебников по экономике говорят, что если рынок уходит вниз, необходимо инвестировать, чтобы быть готовым к будущему росту. Сегодня все поступают наоборот — откладывают, растягивают процесс.

Генеральный директор компании Research & Consulting Group AG в интервью «і» рассказал о своем видении того, как будет развиваться мировой металлургический рынок, а с ним и украинская стальная отрасль. Несмотря на в целом консервативно-оптимистичный подход, господин Шредер указал на намечающуюся негативную тенденцию — увеличение доли полуфабрикатов в производстве и продажах. Говорить о серьезном восстановлении рынка, считает эксперт, можно будет не раньше четвертого квартала 2009 г.

– На экспортных рынках металлопроката в последнее время периодически происходит ценовой всплеск. С чем связан этот процесс и может ли он стать устойчивой тенденцией?

– Действительно, в последние недели на рынке наблюдалось некоторое оживление. Происходящее можно связать только с тем, что запасы металла на складах по всему миру значительно уменьшились. Сейчас же запасы в очередной раз восполняются до нормальных объемов.

Однако в 2009 г. не стоит рассчитывать на значительный рост ни одного из макроэкономических показателей. Мы очень внимательно следим за развитием мировой экономики. Особенно это касается развивающихся стран, где экономический рост в большей мере связан с потреблением металла.

Сегодня прогнозы ведущих мировых аналитиков относительно роста мирового ВВП в 2009 г. не превышают 0,5%. Даже такие сильные экономики, как китайская, оказались под давлением. Производство стали в Китае в ноябре-декабре уменьшилось на 20-30%. Очень маловероятно, что в ближайшее время мы снова увидим темпы развития крупных мировых экономик, которые бы измерялись двузначными цифрами.

Этот кризис не похож на предыдущие. Кризисы в Азии, в странах Латинской Америки были локальными. Впервые рушится глобальная экономика. Нет разницы, на какой рынок смотреть: североамериканский, рынок стран ЕС-27, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки — тенденции везде похожие.

До тех пор пока не восстановится кредитование и на рынки не вернется ликвидность, мы не увидим значительных изменений в экономике, в том числе и в потреблении стали.

Усугубляет положение украинских металлургических компаний их ориентированность на внешние рынки — около 80%. Если вы посмотрите на итоги работы топ-10 стран-производителей стали в мире в 2008 г., то увидите, что Украина больше других сократила объемы производства — на 13,4% (до 37,1 млн. т.— «і»). Это произошло именно потому, что она больше всех ориентирована на экспорт.

– Сейчас загрузка украинских метпредприятий составляет 50-60%. Если учесть постоянные заявления, что экономическая ситуация в мире может ухудшится, резонно ли говорить об угрозе 30-40% загрузки?

– Определенные изменения в товарной структуре производства будут, без сомнения, происходить. К сожалению, условия на рынке толкают внутренних производителей больше выпускать полуфабрикатов. По предварительным данным, в течение января около 70% украинского металла, который уходил на экспорт, было полуфабрикатов, тогда как в лучшие годы этот показатель опускался до 34%.

Однако 30% загрузки — это очень низкий уровень. В Украине существуют довольно эффективные производители, поэтому я не думаю, что мы можем всерьез и надолго опуститься до такого низкого уровня, хотя положение отрасли будет не самым легким. Рынок будет находить точку баланса. Например, сейчас мы наблюдаем поставки металла из Украины на рынок Китая, что было невозможным еще несколько месяцев назад.

– Когда, по вашим ожиданиям, процесс загрузки складов новым металлом завершится? Или это будет постоянный процесс?

– Существуют сезонные факторы, которые связаны с различными объемами потребления в разные периоды года. Мы ожидаем, что процесс активного заполнения складов будет происходить в течение первого квартала и продлится до апреля. Причина, по которой все держали свои запасы на минимальном уровне, заключается в том, что начиная с сентября, цены обваливались. Каждый думал, что если я подожду с заказом сегодня, то завтра смогу получить металл намного дешевле.

Сейчас запасы материала заканчиваются, и происходит обратный процесс.

С другой стороны, значительно сократился глобальный спрос. В четвертом квартале потребление стали в мире сократилось на 20-30%.

Стальная отрасль вряд ли сможет похвастаться какими-то большими достижениями в 2009 г. Кризис продлится на протяжении, как минимум, всего года, даже если многие страны начнут реализацию планов по спасению их экономик. Даже если бы заказы на проектирование дорог, школ, другой инфраструктуры были бы сделаны сегодня, понадобилось бы не менее пяти-шести месяцев, чтобы появился спрос на сталь. И я не думаю, что действие правительственных мер поддержки почувствуется раньше четвертого квартала 2009 г.

– Возможное банкротство автомобильной отрасли в США, Европе резко ударит по потреблению стали?

– Если до этого дойдет, такое событие не сможет не сказаться на рынке металла. Но не забывайте, что американские компании, да и остальные, часто используют процедуру банкротства для того, чтобы избежать немедленной выплаты долгов. Кроме того, понятно, что в Северной Америке будет продано меньше машин и, соответственно, потреблено меньше стали, а имеющийся спрос хоть и резко сократится, но не исчезнет вообще. Он-то и будет заставлять производителей поддерживать определенный уровень производства.

– Какие просматриваются перспективы строительного рынка в странах Ближнего Востока на фоне падения стоимости нефти?

– Этот рынок был одним из ключевых потребителей украинского металла в последние годы. Что мы там сейчас видим? Компании, которые реализовывали проекты в сфере недвижимости, оказались зажаты в тиски сразу с нескольких сторон. С одной стороны, стоимость нефти упала почти в три раза, с другой, цены на недвижимость, которая была объектом инвестиций, обваливаются, с третьей, ограничено финансирование строительства. Поэтому строительная отрасль в странах Ближнего Востока переживает сложнейшие времена.

Однако хорошей новостью является то, что заморожено возведение не всех объектов. Часть работ продолжается, и поэтому многим компаниям необходимо пополнять запасы металла, о чем мы уже говорили.

С уменьшением стоимости нефти в арабских странах будет наблюдаться дефицит бюджета, но, тем не менее, многие компании располагают достаточным количеством денег, чтобы продолжать проекты. Исследования взаимозависимости потребления стали и стоимости цен на нефть показали, что расходы на строительные работы и на закупку стали были менее эластичными, а значит, более стабильными.

– Некоторые бизнесмены предсказывают, что после кризиса выживет только треть украинской металлургии. На ваш взгляд, это возможно, или они преувеличивают?

– В первую очередь, стоит отметить, что в Украине существует неэффективное производство стали — мартеновское. Рано или поздно его придется закрыть ввиду высокой стоимости энергоресурсов, расходных материалов. Уже в ноябре-декабре половина мартеновских печей стояла. Показатели работы конвертеров и электропечей были лучше.

Во-вторых, будет происходить определенная консолидация. Благодаря запасам угля, железной руды, доступу к Черному морю, производство стали в Украине является очень привлекательным. Некоторые компании будут мишенями для поглощения, но говорить, что выживет только треть, преждевременно.

С точки зрения производственных расходов Украина очень конкурентоспособна. Металлургические компании в США, в Европе, в Китае вынуждены импортировать железорудное сырье.

Плюс не забывайте вопросы экологии и их более жесткого регулирования в западных странах. К примеру, в ЕС запланированное регулирование уже к 2012 г. может привести к дополнительным издержкам, составляющим порядка EUR50 на 1 т стали из-за необходимости покупки соответствующих сертификатов на выброс окиси углерода.

У меня нет сомнений, что с такими преимуществами украинская отрасль выживет.

– Большинство компаний в Украине заявили многомиллиардные инвестиционные кампании, однако сейчас процесс обновления мощностей замедлился. Успеют ли металлурги догнать иностранных конкурентов?

– Действительно, очень многие перенесли реализацию своих планов. Начиная с сентября прошлого года, по всему миру отменено проектов на 70 млн. т стали. Прописные истины из учебников по экономике говорят, что если рынок уходит вниз, необходимо инвестировать, чтобы быть готовым к будущему росту. Сегодня все поступают наоборот — откладывают, растягивают процесс. Многие предприятия мира теряют время из-за отсутствия возможностей финансирования — не секрет, что много проектов реализовывалось на заемные деньги. Плюс никто не знает, когда потребление стали вернется на уровень 2007-2008 гг. Поэтому нельзя говорить, что украинские металлургические компании безнадежно отстанут. Все в мире приостановили свои программы, и если кризис закончится в 2010 г., многие останутся на том же уровне.

– Будут ли закрываться рынки за счет антидемпинговых, защитных торговых мер?

– Все этим занимаются. Например, в Северной Америке основные производители стали выходят на рынок со слоганом: «Покупай американское». Думаю, мы возвращаемся к временам, когда каждый будет стараться защитить свой рынок. Но часто производителям двух стран удается договориться о поставках строго ограниченного объема продукции.

Или взять ситуацию с поставками украинского металла в страны Европы. Несмотря на то, что традиционную квоту, которая существовала долгие годы, сняли, нынешние объемы поставок из Украины не превышают прежнего количества. Никому не интересно, чтобы на европейском рынке снова ввели ограничения.

Йоахим Шредер родился в 1959 г. Образование — Университет Гиссена (Giessen University), магистр экономики. С 1990 г. работает в сфере маркетинговых исследований и консалтинга, специализируется на проблемах развития рынка металла. С 2002 г. возглавляет Research & Consulting Group AG. Признанный эксперт и постоянный докладчик на ведущих мировых конференциях и форумах, посвященных вопросам развития рынков стали. Участвовал в исследовательских работах ведущих мировых и европейских организаций — Eurometal (европейское объединение металлоторговцев), World Steel Assn. (ранее International Iron & Steel Institute — IISI) и др.

Research & Consulting Group AG (RCG AG) — международная консалтинговая компания, основой компетенции которой является рынок черных металлов. Деятельность компании включает в себя проведение международных маркетинговых исследований, управленческий консалтинг, менеджмент процессов и системную интеграцию. Офисы расположены в Германии (г. Дюссельдорф), Индии (г. Мумбаи), Швейцарии (г. Пфаффикон) и Украине (г. Киев), действуют совместные предприятия с региональными исследовательскими компаниями в Китае, ОАЭ и Бразилии.

Новини

20 Грудня 2023

Видобуток залізної руди в Китаї зріс на 7,1%

Україна залучила грант 150 млн євро від ЄС

ЄС та США домовилися призупинити торговельну війну до березня 2025 року

Українські металурги не встигають підготуватись до СВАМ через війну

Метінвест планує побудувати прокатний завод в Італії

У грудні Україна виробила понад 50 тисяч FPV-дронів

Українська економіка у листопаді зросла на 4%

У ремонт вийшли одразу чотири блоки ТЕС та одна ТЕЦ 

Стабільні тарифи держмонополій пришвидшать темпи відновлення промисловості – Біленький

Попит на нержавіючу сталь в США залишиться практично незмінним

Укрнафта збільшує видобуток нафти

Частка продукції ГМК в структурі перевезень УДП у 2024 році може зрости більш ніж вдвічі

Євросоюз знайшов альтернативи російському газу 

Німеччина купуватиме норвезький газ 15 років

В напрямку портів Великої Одеси суттєво збільшилась кількість вагонів

Німеччина у листопаді скоротила виробництво сталі на 2,4% 

ВСІ НОВИНИ ⇢