Подробнее Запомнить город


Как Украина помогает своему производителю

17.02.09 , СейЧас
размер текста:

Отсутствие у власти госпрограммы по выходу из кризиса грозило украинской экономике крахом. Но ситуацию "спас" Нацбанк, резко девальвировав гривну.

У каждой страны свои рецепты по спасению. Согласно плану Барака Обамы, Соединенные Штаты выделяют на стимулирование своей экономики $800 млрд. В Германии утвержден крупнейший в Европе план по поддержанию экономики на сумму свыше €62 млрд. за счет дополнительных расходов и сокращения налогов до конца 2010 года. Японское правительство увеличило до $255 млрд. общую стоимость плана по борьбе с экономическим кризисом. В Австралии парламент одобрил правительственный антикризисный пакет на сумму $27,4 млрд. Китай на эти цели уже потратил более $500 млрд.

Верховная Рада и правительство Украины ограничились принятием первого антикризисного пакета и различных меморандумов в нескольких отраслях экономики. Но "действенность" этих документов у экспертов вызывает много вопросов. "Я сомневаюсь, что их можно назвать помощью государства отечественной экономике. Не все из того, что там написано, выполняется. Результаты работы миссии МВФ в Украине по выделению второго транша кредита это подтвердили", - отмечает интернет-газете "СЕЙЧАС" Василий Юрчишин, директор экономических программ Центра им. А. Разумкова.

Понятно, что в ситуации, когда в Украине четкая государственная программа по выходу из кризиса отсутствует, каждая отрасль решает собственные проблемы "в меру своих сил" и наличия сильного лобби в парламенте.

АПК. Кредиты под вопросом

В бюджете на наступивший год финансирование сельского хозяйства снижено почти вдвое - с 12,1 до 6,4 млрд. грн. В таких условиях уже никто не говорит о его развитии. Более того, недофинансирование АПК может привести к существенному снижению объемов производства. А все принятые в последнее время "антикризисные" законы просто не работают. "Сегодня действует только то, что было принято в первом антикризисном пакете: беспошлинный ввоз крупного рогатого скота на территорию страны и льготы по НДС", - рассказывает интернет-газете "СЕЙЧАС" руководитель аналитического отдела консалтингового агентства "ААА" Мария Колесник.

Особые надежды в правительстве связывают с пролонгацией банками кредитов для сельхозпредприятий. Премьер-министр Юлия Тимошенко уже успела заявить, что банки будут получать рефинансирование НБУ только при выполнении данного условия. До октября 2009-го отсрочены займы на сумму более чем 1 млрд. грн., на очереди - еще 3,2 млрд. грн., обещает Тимошенко.

В инвестиционной компании "Сократ" подтверждают, что пролонгация выплат по кредитам до осени немного облегчит напряжение с оборотным капиталом предприятий, задействованных в сельскохозяйственном бизнесе.

Однако не все эксперты уверены в эффективности подобных инициатив. "Все это - пока голословные заявления. Правительство не может в одиночку рефинансировать банки, а НБУ не спешит выполнять требование Кабмина", - объясняет Колесник.

Автопром. Продавленные преференции

Автомобильной промышленности страны повезло немного больше. Наличие сильного лобби в парламенте помогло проголосовать за закон №3379, предоставляющий отечественному автопрому определенные льготы. Теперь импортерам за ввоз легковых автомобилей и моторных транспортных средств для перевозки грузов на Украину нужно заплатить дополнительную пошлину в размере 13%, а импорт шасси, кузовов, запчастей и машинокомплектов, используемых при сборке автомобилей, входят в группу так называемого критического импорта и не облагаются пошлиной. Таким образом, автомобили отечественной сборки получили преимущества перед импортным транспортом, даже в условиях ВТО.

"Не нужно смотреть на нормы ВТО как на догму. США и Германия плевать хотели на ВТО, когда речь зашла о сохранении целых отраслей. В нынешней ситуации никто не думает о соблюдении каких-либо норм, работает принцип экономического эгоизма", - заявляет депутат-регионал Дмитрий Святаш, член Комитета ВР по налоговой и таможенной политике и почетный президент корпорации "АИС".

Между тем Всеукраинская ассоциация автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) обратилась к президенту Виктору Ющенко с просьбой воспользоваться правом вето и отклонить принятый закон. Импортеры и так платят в казну около половины стоимости - 10%-ную пошлину, повышенный в 5-10 раз акциз, 20% НДС, поясняет интернет-газете "СЕЙЧАС" Олег Назаренко, генеральный директор ВААИД. "Мы согласны, что отечественного производителя нужно поддерживать. Но делать это надо цивилизованными методами, - добавляет он. - Пусть государство выделяет беспроцентные кредиты, как это практикуется в мире, пусть закупает отечественные машины в автопарки чиновников, а не решает собственные проблемы лишь за счет импортеров и нарушений условий ВТО".

Металлурги и химики. Взаимопонимание с гривной

В начале ноября 2008 года для предотвращения катастрофы в металлургической и химической отраслях между их представителями и правительством был заключены меморандумы взаимопонимания. Согласно достигнутым соглашениям, собственники предприятий обязывались сохранить "докризисное" количество рабочих мест, уровень заработной платы и другие социальные гарантии для рабочих. "В ответ Кабмин пообещал не повышать тарифы на железнодорожные перевозки, цены на электричество, отменить наценку на транспортировку газа и ускорить возврат НДС. В принципе, все, что обещало правительство, за исключением НДС, оно выполнило", - рассказывает интернет-газете "СЕЙЧАС" Сергей Гайда, аналитик компании Dragon Capital.

Руководитель аналитического департамента инвестиционной группы "Сократ" Константин Степанов добавляет, что отмена целевой надбавки к ценам на газ - действительно существенный шаг навстречу химикам и предприятиям ГМК. Ранее она достигала 8-12%, что при нынешних ценах на газ составило бы $20-30 на тыс. кубометров. "Однако тарифы на перевозки грузов "Укрзализныцей", деноминированные в гривне, не были повышены государством по договоренностям с химиками и металлургами, а снизились в долларовом выражении на 60% из-за девальвации гривны", - отметил эксперт интернет-газете "СЕЙЧАС".

Таким образом, в ноябре прошлого года украинская металлургия достигла дна падения, а с декабря наблюдается постепенный рост производства. Однако в этом процессе меморандум сыграл лишь вспомогательную роль. "Возрождение металлургов происходит за счет сильного падения цен на коксующийся уголь и решения "Метинвест Холдинга" (Северный, Центральный, Ингулецкий ГОК, подконтрольный Ринату Ахметову. - "СЕЙЧАС") о снижении контрактных цен с $120 в апреле 2008 года за тонну концентрата до $55-50 в феврале этого года", - объясняет аналитик. И поскольку 75-80% металлургической продукции идет на экспорт, сильная девальвация гривны сыграла отрасли только на руку.

По мнению аналитиков инвестиционной группы "Сократ", именно за счет этого украинские производители в конце прошлого года и получили незначительное преимущество перед зарубежными конкурентами. Сейчас, после девальвации российского и белорусского рубля, казахского тенге и других валют СНГ наше преимущество на рынке СНГ несколько утрачено, утверждают эксперты группы. Если девальвация этих валют продолжится, "статус кво" будет восстановлен и внешнеэкономические потоки снова сместятся в сторону импорта. Тогда как на европейских и азиатских рынках конкурентоспособность украинской металлургической и сельскохозяйственной продукции, вызванная девальвацией, все еще остается актуальной.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
13.04.21, GMK Center
СВАМ лишит Украину конкурентных преимуществ – доступа к ресурсам железной руды. СВАМ дискриминирует кислородно-конвертерную технологию, которая использует в качестве основного сырья для производства чугуна и стали железорудное сырье.
13.04.21, Антикор
Коли президент Володимир Зеленський та його команда прийшли до влади, вони обіцяли соціальний ліфт для молоді. І вони його зробили. Уродженець Херсона 1988 року, конвертатор Євген Пуля сміливо може казати, що команда Зеленського надає можливості росту для молоді. Але звичайно не всім, тільки наближеним особам до офісу президента.
12.04.21
30 жовтня 2019 року в Україні набув чинності закон про концесію. Як він змінив правила гри на ринку та чи дозволить оновити інфраструктуру в країні?
09.04.21
Верховная Рада приняла за основу законопроекты о реструктуризации валютных кредитов, многие из которых украинцы взяли еще до мирового кризиса 2008 года, и до кризиса 2014-2015 годов, вызванного агрессией России, когда из-за девальвации гривны суммы валютных займов выросли в разы. Идея в целом выглядит правильно, но что не так с этими законопроектами.
На восьмому році війни з Росією частина українських підприємств продовжує торгувати з РФ та пострадянським простором. Що змушує їх це робити, які переваги у європейських ринків і чому не всі ними користуються?
08.04.21
08.04.21
В июле 2021 года Еврокомиссия опубликует Закон о Carbon Border Adjustment Mechanism. Документ вступит в силу с 2023 года и введет в действие так называемую карбоновую пошлину. Ею будет облагаться вся промышленная продукция, пересекающая границы ЕС, если в цепочке ее производства присутствовал углеродный след.
Великий бізнес швидко пристосовується до кризових умов. На відміну від малих та середніх підприємців, компанії, які формують цілі галузі, мають достатній запас стійкості. Як під час локдауну в Києві працюють продавці будівельних матеріалів, ресторани та освітні заклади?
08.04.21
По словам министра финансов Сергея Марченко, в ближайшие два месяца МВФ может заключить с Украиной staff level agreement (соглашение на уровне персонала). После этого, "будем делать свою работу, принимать необходимые законы, чтобы получить, наконец, средства". Как видно, подходы не изменились: правительство о чем-то за закрытыми дверями договаривается с Фондом, а затем ставит парламент перед фактом.
06.04.21
Внешняя торговля Украины по итогам I квартала показала внушительный рост в денежном выражении. Несмотря на коронакризис, прогресс налицо, хотя повод для оптимизма не такой и большой, как может показаться на первый взгляд.
На украинском рынке нефтепродуктов сохраняется неопределенность из-за того, что российская "Роснефть" отказывается поставлять в нашу страну свою продукцию. Учитывая, что речь идет примерно о четверти всего дизтоплива и автогаза в балансе Украины, может образоваться дефицит топлива.
02.04.21
01.04.21
31.03.21
30.03.21
29.03.21
26.03.21
25.03.21
23.03.21
22.03.21
16.03.21
12.03.21
09.03.21
05.03.21
02.03.21
01.03.21
26.02.21
24.02.21
19.02.21
16.02.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!