Подробнее Запомнить город


Александр Мельниченко

размер текста:

Уже почти десять месяцев Антимонопольный комитет Украины работает без официально утвержденного руководителя. Но от этого его деятельность не стала менее активной. По крайней мере, так утверждают в самом комитете. О текущих делах, планах на будущее и проблемах методологического характера «k:» рассказал и.о. председателя АМКУ Александр Мельниченко

— Сегодня киевские власти штампуют решения, противоречащие не только антимонопольному законодательству, но и здравому смыслу. При этом АМКУ соглашается на повышение цен на проездные билеты. Как это понимать?

— Мы мгновенно отреагировали на увеличение стоимости проездных и сразу же вынесли этот вопрос на специальное заседание. АМКУ обязал Минтранссвязи и МинЖКХ в месячный срок разработать методику расчета стоимости проездных билетов, которой в Украине до сих пор не существует. Это еще больше удивляет, когда понимаешь, что за эти вопросы в государстве отвечает не одно, а два министерства.

В стоимость проездного КГГА закладывала разное количество поездок. Поэтому мы требуем, чтобы стоимость проездных была снижена до экономически обоснованного уровня с учетом методики, которую, кстати, необходимо будет согласовать и с АМКУ.

Интересно, что, когда мы спросили руководителя «Киевпасстранса», сколько же было продано годовых проездных в течение трех дней после их подорожания, он ответил — два! Вот такая экономика.

— А как вы прокомментируете повышение тарифов на жилкомуслуги в целом по стране, которое эксперты считают неизбежным. Планирует ли комитет делать что-то в этом направлении?

— АМКУ не отвечает за тарифообразование в государстве. Пересмотр и утверждение коммунальных тарифов — прерогатива местных властей. Комитет же регулирует рынки, где конкуренция есть или потенциально возможна.

Не имея прямого отношения к регулированию в области ЖКХ, мы, тем не менее, не можем оставаться в стороне от таких социально важных проблем. Мы требуем, чтобы каждая копейка, закладываемая в тариф, была обоснованна, чтобы тарифы формировались прозрачно и заранее. Так, чтобы потребители и контролирующие инстанции могли их своевременно перепроверить.

И главное — есть закон о естественных монополиях, предусматривающий создание национальных комиссий с целью регулирования таких рынков. Например, НКРЭ и НКРС, созданные по настоянию АМКУ, уже давно работают. Пришло время создать такие структуры в сферах ЖКХ и транспорта. Так как, извините, не может Минтранссвязи определять тарифы там, где его подчиненным является «Укрзализныця». Это определенного рода политико-экономический абсурд.

— Антимонопольный комитет якобы выявил компании, необоснованно повысившие цены на медикаменты. Может ли исправить ситуацию применение к ним штрафных санкций?

Во-первых, мы выявили 15 оптовых компаний, в действиях которых наличествуют признаки нарушения конкурентного законодательства. Есть основания считать, что сегодня цены на лекарства завышены, а ссылка на курсовую разницу и инфляционные ожидания не является обоснованной причиной именно для такого повышения, которое имело место.

Некоторые компании уже сейчас заявляют, что готовы снизить цены, условно говоря, на сотню наименований препаратов. Однако я считаю, что этого недостаточно. Мы планируем с экспертами определить перечень медикаментов, на которые необходимо снизить цены. Конечно, это не будет список из тысяч препаратов, тем не менее есть лекарства, которые нужны почти в каждой семье, и они должны быть доступными.

— Эксперты отмечают превалирование отдельных групп на железорудном и ферросплавном рынках. (Например, «Метинвест», который, по экспертным оценкам, добывает до 70% руды. Группа «Приват» контролирует три ферросплавных завода.) Как АМКУ определяет наличие или отсутствие монополизма в таких случаях?

— Напомню, что разрешение на приобретение акций Ингулецкого ГОКа АМКУ предоставил компании «Метинвест» в сентябре позапрошлого года. Тогда мы провели тщательное расследование, опросили экспертов, потребителей железорудного сырья — и выяснили, что отечественный рынок железорудного сырья сформирован благодаря спросу металлургических комбинатов и предложений производителей этой продукции, расположенных на территории Криворожского железорудного бассейна и Курской магнитной аномалии, которая выходит за пределы Украины. Так вот, здесь совокупная доля участников концентрации не превышает 35%. То есть монопольного положения нет. Админбарьеры на ввоз-вывоз железорудного сырья сегодня отсутствуют, как и основания признать монопольное положение. Участники концентрации выполняют обязательство, подписанное с АМКУ, — это подтвердила проверка по итогам 2007 и 2008 годов.

— А что с ферросплавами?

— Выполняя поручение правительства, мы расследовали деятельность Запорожского, Никопольского и Стахановского заводов ферросплавов. Имеющаяся в распоряжении АМКУ и полученная от других государственных органов информация на момент проведения расследования не дает оснований для установления юридического факта существования отношений контроля со структурой, известной как ФПГ «Приват».

— Недавно вы оштрафовали на 1 млн. грн. ООО « Оптима-Трейд» за злоупотребление монопольным положением. Но почему только одну компанию? Эксперты говорят, что на этом рынке возможно существование картельного сговора. Вы так не считаете?

— Мы возбудили и расследуем ряд дел о повышении цен на горючее, последнее из которых открыто 23 декабря. Скоро назовем субъектов расследования и примем законные решения. В интересах следствия больше сказать не могу. А за прошлый год органы АМКУ привлекли к ответственности более 150 нефтетрейдеров, более 200 операторов получили предупреждения. Это каждодневная работа.
Что касается текущих дел, думаю, завышение цены на горючее имеет место. У меня есть такие данные.

— Существует мнение, что АМКУ недостаточно эффективно выявляет картельные сговоры. Вы с этим согласны?

— Проблема выявления картелей существует. Она заключается в том, что в мире тайные сговоры выявляются посредством оперативно-розыскной деятельности, которая находится в компетенции правоохранительных органов, и они тесно сотрудничают с антимонопольными органами. Такой же механизм нужно внедрить и в Украине. Поэтому АМКУ разработал изменения в Уголовный кодекс о введении уголовной ответственности за сговоры руководителей или собственников предприятий, и их единогласно поддержало правительство. Теперь слово за Верховной Радой.

И это не прихоть АМКУ, на этом настаивает и OECD — одна из самых влиятельных мировых структур, членом которой стремится стать и Украина.

— Вам не кажется, что АМКУ слишком медленно реагирует на появление проблем с ценами и тарифами?

— Конкурентное расследование не может быть «пожарным», нигде в мире оно не бывает супероперативным. Ведь нужно собрать огромное количество материалов о деятельности операторов рынка, тщательно их проанализировать. Во многих странах, например, топливный рынок, рынок АПК контролируются исключительно правительством, в этих отраслях нет места для деятельности антимонопольного ведомства. Ситуация в нашей стране изменится лишь тогда, когда отраслевые министерства начнут заниматься своей отраслевой специализацией — будут отвечать за каждое предприятие на рынке, его развитие, банкротство, иметь исчерпывающую информацию о переходе права собственности на основные предприятия рынка, знать доли, которые занимают на рынке ключевые игроки, и по-настоящему отвечать за развитие конкуренции. Лишь тогда мы сможем сказать, что у нас есть система, которая способна предотвращать необоснованные скачки цен, а АМКУ будет заниматься исключительно своим делом — расследованиями монопольных злоупотреблений и картельных заговоров.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
13.04.21, GMK Center
СВАМ лишит Украину конкурентных преимуществ – доступа к ресурсам железной руды. СВАМ дискриминирует кислородно-конвертерную технологию, которая использует в качестве основного сырья для производства чугуна и стали железорудное сырье.
13.04.21, Антикор
Коли президент Володимир Зеленський та його команда прийшли до влади, вони обіцяли соціальний ліфт для молоді. І вони його зробили. Уродженець Херсона 1988 року, конвертатор Євген Пуля сміливо може казати, що команда Зеленського надає можливості росту для молоді. Але звичайно не всім, тільки наближеним особам до офісу президента.
12.04.21
30 жовтня 2019 року в Україні набув чинності закон про концесію. Як він змінив правила гри на ринку та чи дозволить оновити інфраструктуру в країні?
09.04.21
Верховная Рада приняла за основу законопроекты о реструктуризации валютных кредитов, многие из которых украинцы взяли еще до мирового кризиса 2008 года, и до кризиса 2014-2015 годов, вызванного агрессией России, когда из-за девальвации гривны суммы валютных займов выросли в разы. Идея в целом выглядит правильно, но что не так с этими законопроектами.
На восьмому році війни з Росією частина українських підприємств продовжує торгувати з РФ та пострадянським простором. Що змушує їх це робити, які переваги у європейських ринків і чому не всі ними користуються?
08.04.21
08.04.21
В июле 2021 года Еврокомиссия опубликует Закон о Carbon Border Adjustment Mechanism. Документ вступит в силу с 2023 года и введет в действие так называемую карбоновую пошлину. Ею будет облагаться вся промышленная продукция, пересекающая границы ЕС, если в цепочке ее производства присутствовал углеродный след.
Великий бізнес швидко пристосовується до кризових умов. На відміну від малих та середніх підприємців, компанії, які формують цілі галузі, мають достатній запас стійкості. Як під час локдауну в Києві працюють продавці будівельних матеріалів, ресторани та освітні заклади?
08.04.21
По словам министра финансов Сергея Марченко, в ближайшие два месяца МВФ может заключить с Украиной staff level agreement (соглашение на уровне персонала). После этого, "будем делать свою работу, принимать необходимые законы, чтобы получить, наконец, средства". Как видно, подходы не изменились: правительство о чем-то за закрытыми дверями договаривается с Фондом, а затем ставит парламент перед фактом.
06.04.21
Внешняя торговля Украины по итогам I квартала показала внушительный рост в денежном выражении. Несмотря на коронакризис, прогресс налицо, хотя повод для оптимизма не такой и большой, как может показаться на первый взгляд.
На украинском рынке нефтепродуктов сохраняется неопределенность из-за того, что российская "Роснефть" отказывается поставлять в нашу страну свою продукцию. Учитывая, что речь идет примерно о четверти всего дизтоплива и автогаза в балансе Украины, может образоваться дефицит топлива.
02.04.21
01.04.21
31.03.21
30.03.21
29.03.21
26.03.21
25.03.21
23.03.21
22.03.21
16.03.21
12.03.21
09.03.21
05.03.21
02.03.21
01.03.21
26.02.21
24.02.21
19.02.21
16.02.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!