Каковы перспективы "экономического чистилища" от Президента?

Точка зору

С четвертой попытки (после нескольких анонсов 2019-2020 годов) увидели свет долгожданные президентские законопроекты о налоговой амнистии (№№ 5153 – 5156). Хотя, более точным следует назвать их гибридной конструкцией, сочетающей элементы налоговой амнистии и амнистии капиталов.

Проект получил довольно "скучное" название – одноразовое добровольное декларирование активов физических лиц – но, предлагаю читателю не засыпать, если проекты станут Законами скучать украинцам не придется. Постараюсь изложить кратко и доступно.

Предполагается, что легализация активов, полученных физическими лицами до 01.01.2021 года:

будет проведена с 1 июля 2021 года по 1 июля 2022 года;
освободит от ответственности за неуплату налогов и обязательных сборов (по статьям 212 и 212-1 Уголовного кодекса), а также административной и финансовой ответственности в сфере налогового, антимонопольного (экономической конкуренции) и валютного законодательства;
налоговая индульгенция будет выдаваться сразу под три ставки сбора – в зависимости от географического местоположения актива (в стране – 5% или за границей – 9%) и формы его пребывания (в виде среднесрочных долговых бумаг правительства или ОВГЗ – 2,5%).

Присутствует и креатив – возможность подать анонимную декларацию через нотариуса (кто-то на улице Банковой весьма опекается доходами указанной прослойки населения, хотя не менее многочисленная адвокатская братия пребывает в справедливом недоумении).

Автоматически будут прощены государством 400 тысяч гривен, квартира (до 120 кв.м), дом (до 240 кв.м), нежилое помещение (до 60 кв.м) и участок земли (до 2 га).

К указанным благам можно добавить автомобиль (стоимостью до 2,2 млн грн) или мотоцикл (установлены ограничения по объему двигателя – соответственно не более 3 000 и 800 куб см).

При этом, предметы роскоши в виде яхты и катеров, самолетв и вертолетов амнистируются только через полную уплату сбора.

Очевидно, среди разработчиков документа присутствуют поклонники учения о диктатуре пролетариата, хотя более органичным бы смотрелся стоимостной ценз на все без исключения амнистируемые активы (и мороки с администрированием меньше и более прозрачно).

Небезынтересным является набор исключений (кто и что не подпадает под амнистирование). "Нелюбимыми детьми" амнистии официально признаны:

лица, которые с 01.01.2005 года были уполномочены на выполнение функций государства или местного самоуправления и приравненные к ним лица (признак неблагонадежности – подача декларации в соответствии с законами по вопросам предотвращения коррупции);
наличные деньги (всю наличность – в гривне или другой валюте – непременно нужно положить в банк или "обернуть" в разрешенный для легализации актив, при этом, никто не отменял прохождение деньгами процедуры финансового мониторинга).

А еще потенциальным участникам декларирования предстоит пережить камеральную проверку от налоговой службы (в течение 20 календарных дней после подачи деклараций) и в случае выявления нарушения условий размещения валютных ценностей в банковских (других) финансовых учреждениях или установления факта отсутствия документов, подтверждающих стоимость и местонахождение активов, получить отмену государственных гарантий (о них, болезных, ниже) и налог по ставке 18%.

Вот такой непростой путь предлагается пройти налоговому уклонисту. Действительно, как фигурирует в предвыборной программе действующего Гаранта Конституции, в полном смысле "экономическое чистилище".

Немного теории. Однозначного ответа на вопрос "Является ли налоговая амнистия хорошей фискальной политикой?" современная экономическая мысль не дает: налоговые амнистии являются спорным (неоднозначным) инструментом для роста доходов бюджета, а опыт проведения налоговых амнистий весьма богат, но довольно противоречив (Alm and Beck, 1990; Luitel and Sobel, 2007; Alm, 2012; Luitel and Mahar, 2013).

Сторонники утверждают, что налоговые амнистии увеличивают доходы как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, возвращая уклонистов в налоговую систему. Противники, что амнистии, за редким исключением, не приносят значительных доходов бюджета в краткосрочной перспективе, но зато в значительной мере ослабляет стимулы для соблюдения налоговых требований в долгосрочной.

В такой ситуации, необходимо, чтобы проведение декларирование в Украине, как минимум, учитывало мировой опыт (с целью избежать грубых ошибок и неудач) и было направлено не столько на наполнение бюджета, сколько на:

расширение количества налогоплательщиков и налогооблагаемой базы за счет добровольной детенизации (предполагается что, приобретя "индульгенцию по старым грехам", уклонист не захочет накапливать новых, а потому станет платить налоги полностью и в срок);
создание дополнительного источника инвестиций в виде возврата (репатриации) сбежавших из Украины капиталов.

Исходя из изложенного (результаты научных исследований, международная практика, политические и экономические аспекты, ключевые задачи акции) можно четко обозначить слабые места президентских законопроектов:

(1) Дискриминация амнистируемых активов по месту их расположения

Базовый принцип налогообложения – равенство всех плательщиков перед законом путем обеспечение одинакового подхода ко всем налогоплательщикам независимо от места происхождения и пребывания капитала.

Попытка применения повышенных ставок для активов, находящихся за границей (речь о ставке 9% для заграничных активов), являются проявлением налоговой дискриминации. Более того, наличие коррупции и невозможность эффективной судебной защиты активов внутри страны, придают в глазах потенциальных участников амнистии несправедливый (конфискационный) характер проводимой акции и делают мало выполнимой ее функцию как фактора возврата сбежавших из Украины капиталов.

(2) Высокая ставка сбора

Практика говорит о том, что чаще всего эффективными являются амнистии, проводимые под умеренные или пониженные ставки (Ирландия 1988, Индия 1997 и 2016, Италия 2009, Аргентина 2016, Индонезия 2016).

В случае с предлагаемой ставки в 9 процентов, амнистия скорее всего не сработает. Почему? Есть возможности использования не менее законных и более дешевых (по размеру ставки) способов легализации активов – двухсторонние договора об избежании двойного налогообложения, инвестиции в некоторые виды пассивных доходов внутри страны (и то и другое обычно под 5%).

Также, сегодня инвестиции и доходы от ОВГЗ вообще не облагаются налогом, поэтому предложенная ставка в 2,5% для долговых бумаг является слабо конкурентной.

(3) Нарушение предвыборных обещаний

"Нулевая декларация для бизнеса", фигурирует в предвыборной программе действующего Гаранта Конституции под лозунгом пяти процентов (а не девяти).

(4) Слабые гарантии государства

Отсутствие внятных, а главное действенных государственных гарантий личной безопасности и иммунитета от того, что информация станет основанием для дальнейших преследований как со стороны правоохранительных и контролирующих органов, так и со стороны криминалитета.

Проект содержит весьма рамочные гарантии, а почти любая ошибка в декларации приводит к начислению налога по ставке 18% и утере права на освобождение от проверок и расследований.

Критический недочет: амнистия не дает иммунитета от расследований в рамках дел по отмыванию грязных денег (по завершению амнистии ничего не мешает СБУ, Нац. полиции и прочим начать расследование по ст. 209 УК Украины в отношении активов, отраженных в декларации, и лиц их подавших).

В документе ни слова о не менее важной составляющей – усиленной (а не рамочной) защите репутации потенциальных участников через нарушение конфиденциальности информации (например, утечки в СМИ).

Все это значит, что люди, с большой вероятностью, просаботируют процесс, не вызывающий доверия и несущий угрозу личной безопасности и репутации.

(5) Агрессивная идеология

Проект 5153 обязывает правительство в течение 9 месяцев внести законопроект об усилении контроля за полнотой налогообложения доходов физических лиц.

Украинцев, скорее всего, ожидает наделение налоговых органов правом на контроль расходов физических и непрямые методы их оценки. В комплексе с запретом на легализацию активов в виде наличных денег, а также анонсированного в начале года присоединения Украины к процедуре международного автоматического обмена финансовой информацией (Стандарт ОЭСР CRS MCAA), налоговая амнистия приобретает не стимулирующий к детенизации характер, а несет признаки первого этапа "войны с экономически активным населением", в том числе с акцентом на доходы украинских гастарбайтеров (ежегодные 12 млрд дол, пересылаемые в страну нашими экспатами, сильно бередят душу радетелей бюджета).

Таким образом, в своем текущем состоянии проекты № 5153 – 5156 нуждаются в серьезной доработке – процедурной и идеологической. Предложенный вариант налоговой амнистии содержит ряд критических недостатков.

В предлагаемом виде документ не станет носителем общественно полезных последствий, особенно в части возврата в страну сбежавших из страны капиталов, привлечения инвестиций или создания рабочих мест, а будет еще одним (наряду с повышением тарифов или институтом внесудебной блокировки налоговых накладных) механизмом усиления вмешательства государства в экономическую жизнь страны, роста налогового давления на украинцев, в том числе работающих за границей.

Вячеслав Черкашин

Новини

19 Квітня 2024

Україна отримала від Німеччини енергообладнання на понад 800 тис євро

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

Байден запропонував підвищити мита на китайський імпорт сталі

Rio Tinto планує виробляти мільйон тонн міді у 2030 році

Vale збільшила видобуток руди 

Влада має вивести Україну з-під дії європейського екоподатку

УЗ продовжила заборону на перевезення до порту Чорноморськ

Екологічні фонди ЄС втрачають мільярди через зниження цін на вуглець

У березні експорт феросплавів впав до рекордного мінімуму

ВСІ НОВИНИ ⇢