Бенюк назначен худруком франковцев

В Национальном театре имени Ивана Франко — период исторических предвкушений. Исполинская фигура руководителя этого театра, хранителя его вечных ценностей, вот-вот взойдет на сцену… Подобно известному персонажу из "Каменного властелина" Леси Украинки. Новым распорядителем бала в театре на днях назначен Богдан Бенюк. И только ему будут подчиняться биоритмы и административные гири в коллективе. Однако. Царствие земное будет даровано Бенюку лишь на один вечер. В рамках юбилейного гала-спектакля. Где замечательный артист сыграет отца-основателя Театра имени Франко — великого Гната Юру. (Так что заголовок этой заметки примите за запоздалую первоапрельскую шутку).

Еще в январе исполнилось 125 лет со дня рождения Гната Петровича Юры (1888–1966). Как констатируют все энциклопедии "одного из крупнейших деятелей украинского театра". Еще в 1919–1920 гг. он создал "прообраз" Театра имени Франко в Виннице. И впоследствии обустраивал его, развивал. Укреплял ценными кадрами. Выстраивал стратегические социалистические программы. Балансировал на тонком историческом лезвии между почетной грамотой и расстрелом. Пройдя веселейший путь театральных испытаний во Львове, Харькове, Елисаветграде, Виннице, Черкассах, Белой Церкви, других городах, наконец-то, в Киеве (в здании театра Соловцова) он расположился царственно и уверенно. Как подлинный хозяин. Его часто величали "апологетом бытового театра". Но в преломлении на Юру эти характеристики не кажутся упреками. Юра умел поэтизировать быт в самых разных пьесах. И поэтому в разные времена пронзительными были интонации его лучших спектаклей: "Украдене щастя", "Ой, не ходи Грицю", "97", "Калиновий гай", "Свіччине весілля" etc.

Общепризнанно: Юра оказался незаурядным театральным политиком, сумевшим в сталинские годы сохранить сам театр, его лучшие силы. Ради идеологического репертуарного баланса именно он "открыл" для нашей сцены Корнейчука. В нем же постоянно клокотал и какой-то фанатичный коллекционер подлинных артистических талантов. Оные он коллекционировал азартно, с наслаждением, с привкусом. И в его труппе мирно уживались не только многочисленные родственники-артисты, но и великие пришлые: Бучма, Шумский, Добровольский, Ужвий, Пономаренко, Милютенко, Крушельницкий, Копержинская, Ватуля, Яковченко, Чайка. Гарним дядьком был этот добродушный коллекционер! Импульсивным, темпераментным, но внутренне — очень добрым. Частенько листаю старинные мемуары суфлера этого театра Льва Белоцерковского. Он живо описывает некоторые эпизоды "юрского периода": "Гнат Петрович приходил на репетицию с голыми руками, но с горячим сердцем. И лучшие мысли и образы рождались у него на сцене, в непосредственной работе с актерами. Были режиссеры, у которых с первой репетиции вся площадка сцены расписывалась мелом. А Юра только на сцене с помощью актера что-то искал и находил. И тогда начинала действовать его несколько деспотическая натура. И одолевая любое сопротивление, он начинал создавать образ…"

В 1953 году решением свыше главным режиссером его родного театра был назначен Крушельницкий. Но Юра принял этот удар внешне спокойно. Судьба театра для него была важнее личных амбиций. К тому же оставалось актерство. Его великое ремесло. Его потрясающая ипостась. Юра безо всяких натяжек подлинно гениальный народный украинский артист ХХ века. В чем легко убедиться, в который раз пересмотрев экранизацию спектакля "Мартин Боруля" (по пьесе И.Карпенко-Карого). Ничто даже сегодня не выдает в его игре тлена, старомодности, коварства времени. Он по-прежнему увлекает своим мастерством, колоритным характером персонажа. Боруля — одна из коронных его ролей. А ведь были и другие. Такие как бравый солдат Швейк. Герой Гашека выходил на сцену более 400 раз! И Юра обожал этого персонажа, приговаривая: "Его так называемый идиотизм — это только условность, только маска, одетая на умное и хитрое лицо".

Именно в скульптурном образе Швейка Гнат Юра и встречает каждый вечер теперешних зрителей своего
театра — в скверике. И именно лучшие эпизоды из "Швейка" покажет на юбилейном гала-представлении в честь Юры — Богдан Бенюк. Которому, повторюсь, предстоит перевоплотится (8 апреля) и в героев разных пьес, и в образ самого Гната Петровича…

Олег Вергелис

Новини

17 Січня 2025

Мінрозвитку не комунікує з бізнесом стосовно підвищення тарифу на вантажні перевезення Укрзалізниці – Укрметалургпром

Британія виділила Україні понад $170 млн на розвиток економіки та гуманітарні потреби 

У Мінекономіки заявили про рекордне зростання ВВП на душу населення

Галущенко сказав, скільки витратили на будівництво двох енергоблоків ХАЕС

Україна постачатиме водень до ЄС – підписали меморандум про створення коридору

Нафтогаз торік ввів в експлуатацію 83 нові свердловини, видобуток газу сягнув майже 14 мільярдів кубів

Велика Британія виділила Україні понад $170 млн на розвиток економіки та гуманітарні потреби 

Російський експорт палива різко підскочив до максимуму майже за рік напередодні нових санкцій США 

16 Січня 2025

Розкрадання майже 60 млн грн Укренерго: суд арештував одного з підозрюваних

Рада продовжила мораторій на банкрутство державних вугільних шахт 

ЄC планує заборонити імпорт алюмінію з Росії

Українські підприємства скоротили споживання металопрокату на 6,3% у 2024 році

Мінекономіки оновило каталог індустріальних парків

15 Січня 2025

Українські АЗС знову підвищили ціни на всі види пального

Євросоюз зацікавлений у посиленні санкцій проти металу з рф

Гетманцев вніс у Раду законопроєкти про оподаткування всіх посилок 

ВСІ НОВИНИ ⇢