Одиночки выстрелили залпом
Фестиваль / Театр
Завтра в Киеве финиширует фестиваль молодой украинской режиссуры им. Леся Курбаса. Перемещаясь в течение трех недель между несколькими столичными сценическими площадками, ИРИНА ЧУЖИНОВА пыталась рассмотреть в работах начинающих постановщиков ростки будущего искусства.
Острословы мгновенно окрестили этот смотр работ нового театрального поколения "фестивалем женской режиссуры", подметив явное преобладание в афише представительниц прекрасного пола. Сами же организаторы фестиваля, инициатором которого выступил Национальный центр театрального искусства им. Леся Курбаса, полушутя называли его "бедным" — ведь состоялся он исключительно благодаря энтузиазму и взаимовыручке его участников. Энергии и веры начинающим постановщикам, действительно, не занимать, а вот ремесленных навыков им порой ощутимо не хватает. Скажем, спектакль Донецкого ТЮЗа "…С любовью и всякой мерзостью", который сочинила Татьяна Шевченко, смело смешав в своем сценарии произведения Жана Кокто и Джерома Дэвида Сэлинджера, просто таки трещит по швам от обилия фантазии и разномастных приемов. Тут тебе и театр теней, и видеоарт вкупе со съемкой в реальном времени, и куклы, и цирк, и эстрада. И хотя режиссер, следует отдать ей должное, в поисках современного театрального языка держит курс на европейское искусство, уже давно препарирующее человеческие отношения скальпелем медиатехнологий, общая конструкция ее зрелища оказывается шаткой — эклектика погребает под собой удачные образы.
В Винницком музыкально-драматическом театре Оксана Бандура сочинила современную версию классической пьесы Ивана Карпенко-Карого "Бесталанная". Здесь герои любят и расстаются, мучаются от испепеляющей страсти под аккомпанемент "Океана Эльзы" и "Бумбокса", с помощью танцевально-пластических этюдов рассказывая о том, для чего слов порой просто не подобрать. Режиссер приложила максимум усилий, чтобы соскоблить с хрестоматийного произведения псевдоэтнографический гопачно-шароварный налет и обнажить острые, как лезвие, грани любовного треугольника. К слову, и показанные в рамках фестиваля на "Вильной сцене" киевского Театра драмы и комедии на Левом берегу Днепра "Белые ночи" Федора Достоевского в постановке Андрея Попова, и интерпретацию Богдана Ревкевича с артистами Львовского театра им. Марии Заньковецкой поэмы Тараса Шевченко "Катерина" можно рассматривать как неординарные попытки приблизить канонизированные произведения к ритмам и проблемам сегодняшнего дня.
Вполне закономерно и то, что большей популярностью, чем изможденная многочисленными прочтениями классика, пользуется у молодых режиссеров современная, преимущественно западная драматургия. В программу фестиваля вошли, в частности, "Любовь людей" Дмитрия Богославского, поставленная Стасом Жирковым в киевском Молодом театре (см. "Ъ" от 16 мая), и "Две дамочки в сторону севера" Пьера Нотта, идущие на сцене Театра на Левом берегу Днепра в режиссуре Тамары Труновой (см. "Ъ" от 10 апреля). Отдельно следует упомянуть состоявшуюся в эти дни на площадке "Вильной сцены" премьеру "Урода" Мариуса фон Майенбурга. Рассказ об утрате индивидуальности в погоне за успешной карьерой в интерпретации Валентины Сотниченко получился хлестким и динамичным, изобилующим едкими выпадами в адрес общества потребления, где в товар превращены даже душа и совесть. Устроив на сцене стремительный, головокружительный карнавал социальных типажей и масок, режиссер с нехарактерной для сегодняшнего театра истовостью восстала против фальши — и в жизни, и в искусстве. В этом Валентина Сотниченко созвучна многим своим ровесникам, участниками фестиваля. Среди них, возможно, больше и нет таких отчаянных бунтарей, но, без сомнения, все эти молодые люди имеют свой счет ко времени и обществу, государству и собственной судьбе. А еще абсолютно справедливо видят в режиссуре способность задавать молчаливой вечности каверзные и дерзкие вопросы.
Ирина Чужинова
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram