Бабуины просят огня

Очередной фильм франшизы "Голодные игры" — "В огне" (The Hunger Games: Catching Fire) — снят по второй части трилогии Сюзанн Коллинз, действие которой разворачивается в постапокалиптической Америке, где подростков из бедных семей заставляют убивать друг друга в реалити-шоу на забаву богачам.
От перемены режиссера прошлогодней первой части "Голодных игр" Гэри Росса на Фрэнсиса Лоуренса (автора неплохого фантастического боевика "Я — легенда") не стоит ожидать слишком многого — спасибо и на том, что хуже не стало. По-прежнему нужно ждать довольно долго и слушать неинтересные разговоры, чтобы дело наконец дошло до экшена, то есть до самого реалити-шоу "Голодные игры", в котором так называемые трибьюты разного пола от 12 до 18 лет, отобранные по жребию, бьются за выживание на "арене" — в специально оборудованном всякими опасными аттракционами лесу, пока не останется один победитель. В первом фильме отважной девушке Кэтнисс удалось поменять концепцию шоу, добавив к столь возбуждающей зрителей теме смерти не менее волнующую тему любви, хотя и не совсем настоящей. Вместе с влюбленным в нее земляком (Джош Хатчерсон) они симулировали внезапно вспыхнувший роман и в финале игр, вместо того чтобы попытаться убить друг друга, хотели съесть перед камерами ядовитых ягод и умереть, как Ромео и Джульетта.
Заинтересованные новым поворотом игр, организаторы не дали героям погибнуть, и во втором фильме первые часа полтора фиктивные влюбленные пиарятся, разъезжая с чесом по "дистриктам", однако народ чувствует подвох, выказывает возмущение и требует у своей любимицы сказать что-то не по бумажке, которую ей подсунула расфуфыренная пиарщица (Элизабет Бэнкс), а что сама героиня думает. А думает она примерно то же, что ее партнер говорит на очередном фуршете, по которым таскают звездную парочку: "Народ голодает, а они тут принимают рвотное, чтобы сожрать побольше". Президент бесчеловечного оруэлловского государства (Дональд Сазерленд) тем временем замечает, что его собственная внучка уже носит на плече такую же косу, как у Кэтнисс, и уверяет, что все девочки в школе так ходят. От греха подальше, пока революционная ситуация не созрела окончательно, президент решает, что народную любимицу надо убрать, но в нужное время и нужным образом, перед этим скомпрометировав ее близостью к властям.
Сюзанн Коллинз задумала свою Огненную Кэтнисс как молодежный аналог Жанны д`Арк, однако нынешней богатырь-девице вряд ли угрожает участь сгореть так же трагически, как Орлеанской деве. Дженнифер Лоуренс, получившая между двумя фильмами "Оскар" за фильм "Мой парень — псих" (Silver Linings Playbook), теперь стала заметно увереннее, и во вторых "Голодных играх" у нее есть возможность показать чуть больше, чем два выражения лица. Кроме воли к победе и упрямства, ей еще надо изображать искусственную улыбку и притворную влюбленность в сценах пиара, а также настоящую растерянность перед невозможностью выбора: на протяжении второго фильма бедняжка Кэтнисс, почти как героиня "Сумерек", валандается между двумя парнями, не исключено, что чисто из жадности: и от преданного партнера по играм жаль отказываться, и от поджидающего ее дома реального бойфренда (Лиам Хемсворт).
Что касается запомнившихся по прошлому фильму взрослых персонажей, то Вуди Харрельсон в роли наставника Кэтнисс мало что добавляет к уже сложившемуся в прошлый раз образу циничного и наглого, но, в сущности, доброго алкаша; Стэнли Туччи в роли ведущего реалити-шоу опять пародирует одновременно всех развлекательных телеведущих этого мира и меняет сверкающие костюмы. Работа художника по костюмам, как и в первой части, составляет один из самых приятных компонентов фильма, и гардероб персонажей, в отличие от предсказуемой и банальной драматургии и философии фильма, способен поразить оригинальностью и креативом. Симпатизирующий героине стилист (Ленни Кравиц), в прошлый раз соорудивший ей платье, которое выглядело как будто горящее, теперь, кроме потрясающего свадебного наряда, изготавливает ей синий с крыльями костюм сойки-пересмешницы — одноименная брошка, подаренная героине, выполняет функции антитоталитарного символа, и так же называется последний роман из трилогии "Голодные игры", экранизация которого поделена из продюсерской алчности на две части — одна выйдет в 2014 году, другая — в 2015-м.
Одно из принципиальных отличий второго фильма от первого заключается в том, что на этот раз юбилейные, 75-е игры решено провести не с обычными подростками, а с победителями предыдущих игр, что позволяет разнообразить возрастной состав и добавить несколько новых лиц — среди них, например, еще один молодой красавец (Сэм Клафлин), таскающий на спине милейшую старушку-ветераншу (Линн Коэн), которая хоть и не может быстро бегать и отчаянно сражаться, зато в нужный момент совершает самоотверженный и педагогичный поступок. Основные бои разворачиваются на озере, хитроумно оборудованном в виде часов с вращающейся сердцевиной, где каждому из 12 секторов циферблата соответствует некая новая напасть — злые зубастые бабуины, ядовитый туман, вызывающий волдыри, агрессивные птицы, здоровенная волна типа цунами, кровавый дождь, который одной из участниц так и не удается смыть с лица. В качестве явного плюса нового режиссера стоит отметить, что батальные сцены теперь сняты гораздо более внятно, однако, сколько бы новый распорядитель игр (Филип Сеймур Хоффман) ни мечтал о том, "чтобы игры что-то значили", мятежная героиня все равно считает их просто средством запугивания — аналогично и саму эту кинофраншизу при всей сопутствующей социально-политической мишуре не стоит считать чем-то большим, чем в меру зрелищным жестоким развлечением наподобие гладиаторских боев.
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram