Банда профессоров

В прокат вышел фильм "Уикенд в Париже" — меланхоличная комедия о супружеской паре замшелых британских профессоров, решивших 30 лет спустя повторить свой парижский медовый месяц.
У каждого из главных героев выношен тайный индивидуальный план этой поездки. Ник забронировал номер в том самом отеле на Монмартре, где когда-то пережил с молодой женой несколько романтических дней, а теперь надеется склонить супругу к близости, в которой она уже давно ему отказывает. Мэг же не особенно настроена на любовный ренессанс; в сущности, она ищет случай, чтобы объявить мужу о том, что их брак изжил себя. Помимо прочего, Париж проявляет к туристам еще меньше гостеприимства, чем в былые годы, а "романтическое гнездышко" на Монмартре оказывается убогой дырой, из которой Мэг немедленно хочет бежать сломя голову.
Британский режиссер Роджер Митчелл (более всего известный по фильму "Ноттинг Хилл") демонстрирует завидное чувство юмора, порой сравнимое с вуди-алленовским. Да, парижане не самые гостеприимные люди на свете, но и заезжая парочка далеко не ангелы; Мэг и Ник любят поворчать и побрюзжать, а некоторые их поступки лишь при очень снисходительном отношении можно назвать безобидно экстравагантными. Стоит им пересечь Ла-Манш, как они пускаются во все тяжкие: селятся в сьюте отеля "Плаза Атене", не будучи в состоянии оплатить даже его санузел, и убегают из дорогого ресторана через кухню, не рассчитавшись за ужин. Ретроспективно выясняется, что Ник потерял профессорскую должность из-за неосторожного высказывания, которое было интерпретировано как расистское. Было ли оно таковым на самом деле или перед нами отрыжка чрезмерной политкорректности, мы так и не узнаем, однако поведение Ника и Мэг, любящих спускать собак на первого встречного, заставляет подозревать скорее первое. И все-таки, несмотря на многие не самые приятные черты героев-островитян, немного презирающих континентальную Европу, мы готовы сопереживать им — за что следует поблагодарить драматурга Ханифа Курейши, написавшего меткие диалоги, а также актеров, сыгравших на высшем уровне британской исполнительской школы.
Линдсей Дункан в роли Мэг под оболочкой старой стервы скрывает молодую, готовую к любви душу, тяжело переживающую физическое старение. Тем не менее на первый план выходит Ник, персонаж Джима Бродбента — актера, привыкшего как раз-таки к ролям "мужей второго плана". Такие роли он сыграл при Мерил Стрип—Маргарет Тэтчер ("Железная леди") и при Джуди Денч—Айрис Мердок ("Айрис"), а за последнюю даже выиграл "Оскар". Однако "Уикенд в Париже" позволяет актеру вылепить более многомерного, не столь функционального героя, не всегда и не обязательно пребывающего под женским каблуком. Больше всего Ник страдает не от истрепанности супружеских уз и не от разочарования в бездельнике-сыне, а от осознания собственной заурядности и краха больших надежд. Это чувство с особенной пронзительностью посещает его на кладбище Монпарнас у надгробий Беккета и Сартра. И еще раз — в гостях у университетского коллеги Моргана (Джефф Голдблюм), который использовал свою заурядность с куда большим смыслом, ухитрившись стать на поприще философии чем-то вроде мини-звезды и получить в качестве трофея молодую жену-парижанку. Правда, при ближайшем рассмотрении этот отличник, как и троечники, оказывается во власти своего невроза: банальность и предсказуемость жизни настигает его тоже.
В итоге парижских похождений режиссер оставляет своим героям-неудачникам если не надежду, то утешение, пускай иллюзорное и слабое. В конце уикенда они практически забывают и о целях своей поездки, и о постигших их бедах, больших и маленьких. Они просто начинают радоваться жизни безо всяких на то причин и ведут себя почти так же бездумно, как герои фильмов Годара времен "новой волны". В финале мы видим явный парафраз знаменитого танца Мэдисона из "Банды аутсайдеров", а сам фильм перефразирует годаровский "Уикенд", переводя его на французский с помощью артикля — Le Week-end.
В картине есть забавный эпизод, когда на фоне Монмартра мы слышим звуки, которые можно принять за любовные стоны и пыхтения, но оказывается, что герои с трудом взбираются к церкви Сакре-Кер. Тем не менее, хоть и не в том виде, как задумывал Ник, ему и Мэг удается пробудить в себе давно уснувшую чувственность и свежесть восприятия жизни. Ведь они оказались в Париже, городе-мифе, перевидавшем столько многообразных уикендов, и который, как ни крути, все-таки стоит мессы.
Андрей Плахов
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram