Венский филармонический оркестр сыграл все симфонии Бетховена в Москве

Венский филармонический оркестр под управлением немецкого дирижера Кристиана Тилемана дал четыре концерта в столичном зале имени Чайковского 20, 21, 23 и 24 ноября, блестяще исполнив полный цикл симфоний Бетховена — в 15-й раз за всю историю своего существования.

Венский филармонический оркестр — старейший симфонический коллектив Европы, основанный в 1842 году, — за последнее десятилетие побывал в России трижды с разными программами, в которых были и Моцарт, и Вагнер, и Брукнер, и даже Чайковский. Однако нынешний приезд легендарных "венских филармоников" стал событием историческим: впервые знаменитый оркестр дал не один, не два, а четыре концерта, в рамках которых сыграл полный цикл симфоний Бетховена — всего лишь в 15-й раз за всю историю своего существования. Особый статус гастролям придал и тот факт, что впервые в Москву приехал Кристиан Тилеман — немецкий маэстро, которого руководство коллектива, состоящее из самих оркестрантов, неизменно выбирает для исполнения бетховенской музыки и под руководством которого была осуществлена последняя запись всех симфоний венского классика.

Концерты венцев вызвали ожидаемый ажиотаж среди московских меломанов: все четыре вечера, выходя из метро, нужно было проходить сквозь строй желающих купить лишние билеты за весьма немалые деньги, а сам зал каждый раз заполнялся до отказа. Целиком занятыми оказались даже обычно пустующие боковые портики и балконы первого и второго яруса, находящиеся практически под потолком. Как бы то ни было, жертвы ценителей музыкального искусства были вознаграждены в полной мере — Венский оркестр подарил слушателям четыре вечера абсолютного счастья, воспоминаниям от которого суждено сохраниться на всю жизнь.

Оркестр вековых традиций и гуру немецкой музыки

В первый же вечер, в программе которого исполнялись Четвертая и Пятая симфонии, Венский оркестр сразу — без всякой помпы и особых усилий — показал высочайший класс оркестровой культуры, о котором все остальные оркестры (за исключением двух или трех в мире) могут лишь мечтать. С первых же секунд можно было оценить мягкое, глубокое и объемное, но лишенное тяжеловесности звучание, культивировавшееся и передававшееся из поколения в поколение (к слову, в оркестре сохраняют и другие традиции, например, не так давно снятый запрет на прием женщин является лишь формальностью — в оркестре по-прежнему играют практически только мужчины), идеальная сбалансированность и при этом чистота и красота каждой оркестровой линии, удивительно тонкая тембровая работа, и, конечно, мастерство отдельных солистов-виртуозов, чье исполнение всегда безупречно — как соло, так и в составе любой оркестровой группы.

В Четвертой симфонии — самой "венской" и "не бетховенской" из всех зрелых симфоний композитора — эти качества были щедро явлены слушателям, и временами даже казалось, что такому отлаженному, существующему в своей собственной системе давно заданных историей координат организму совершенно не нужен дирижер. Но это впечатление быстро рассеялось. "Венским филармоникам", переигравшим Бетховена вдоль и поперек, все-таки нужен был мастер, который привнес бы свежий импульс в их восприятие Бетховена. Таким дирижером и стал Тилеман — человек с простецкой внешностью, но при этом — с невероятной эрудицией и умением развернуть перед слушателем собственную, невероятно богатую и многогранную картину мира посредством такого совершенного и послушного в его руках инструмента, как Венский филармонический оркестр.

Знаток истории Пруссии и в особенности эпохи Фридриха Великого, владелец внушительной коллекции артефактов того времени (начало коллекции нот, гравюр, картин, оружия, фарфора и музыкальных инструментов положили еще его предки), в Европе Тилеман считается не только гуру немецко-австрийской музыки XVIII-XIX столетий, но экспертом в области того периода прусской истории и культуры. Столь внушительный бэкграунд во многом определяет его трактовки музыки той поры. Исполняя Бетховена скрупулезно, не сглаживая, а подчеркивая жесткие акценты, намеренно не снижая градус серьезности, он добивается должного эффекта, заставляя публику не просто поверить ему, а почувствовать тот дух немецкой государственности, которую хранит и собранный им антиквариат, и бетховенские партитуры.

И при этом музыка Бетховена полна для него настоящей, абсолютно не музейной жизни: он дирижирует наизусть, его жесты скупы, но при этом он сам невероятно пластичен и способен даже самым малозначительным жестом полностью увести и оркестр, и слушателей с "накатанной лыжни" накопленных представлений о том, как должен прозвучать хрестоматийный Бетховен. И именно поэтому исполнение каждой симфонии сопровождалось чувством, что сочинение, написанное два столетия назад, родилось вот сейчас, прямо на этих глазах, и радость от этого одинаково сильно чувствовали как зрители, так и оркестр.

Симфоническая тетралогия Бетховена

Исполненный в четыре вечера, бетховенский цикл стал своего рода тетралогией Бетховена — маэстро Тилеману столь полно удалось донести до слушателей вселенский масштаб симфонического творчества композитора, что сравнения с вагнеровским "Кольцом" напрашивались сами собой. Драматургия четырех концертов была выстроена безукоризненно. Руководители оркестра на пресс-конференции объяснили принцип компоновки симфоний — от центра к краям: первые два вечера составили симфонии с четвертой по седьмую, в программу третьего концерта (23 ноября) вошли три первые, а финалом гастролей (24 ноября) стали две последние симфонии, в том числе знаменитая Девятая с хором и солистами. Венцы не скрывали и чисто практического смысла такого распределения: в будни концерты должны быть короче, а в выходные можно сделать их и более продолжительными.

Впрочем, уже в первый вечер выяснилось, что каждый из концертов имеет собственную внутреннюю логику. Так, первой из исполненных симфоний оказалась Симфония No. 4 — самая светлая и безмятежная из зрелых симфоний, "стройная эллинская девушка между северными исполинами" (по определению Шумана). И понятно, почему именно эта симфония стала "выходной" для венцев — она ярко показала главные свойства этого оркестра. В Пятой симфонии, исполненной в тот же вечер, уже главенствовал дирижер. И здесь неторопливая, скрупулезная героика, полная сознания собственной неумолимой серьезности с оглушительными мажорными аккордами, словно вбитыми в головы слушателей в финале, заявила о маэстро Тилемане и его музыкальном почерке.

Второй вечер с Шестой "Пасторальной" и Седьмой симфониями был изысканным наслаждением. Невероятно чистая, легкая, объемная, словно наполненная свежим воздухом атмосфера "Пасторальной" симфонии, в которой тембры деревянных духовых и струнных словно соревновались в нежной пленительности и ювелирной точности деталей, контрастировала с плотным, сгущенным звуком Седьмой, знаменитое Аllergetto которой напомнило о героике прозвучавшей накануне Пятой. В третий вечер можно было проследить путь от Первой симфонии, написанной в духе Гайдна, к Третьей "Героической", посвященной Наполеону. И, наконец, итогом всех четырех вечеров стала Девятая симфония — с огромным составом оркестра, хором и солистами. Тилеман представил эту симфонию не просто как итог жизни композитора, но и как начало новой жизни европейской и русской музыки. Девятая симфония стала огромным, всеобъемлющим миром, вместившим и Брамса, и Брукнера, и Малера, и Чайковского и даже Стравинского. Полное величия эпико-драматическое полотно, которое маэстро развернул в своем фирменном стиле — неторопливо (темпы скерцо и Adagio были чуть не вдвое медленнее обычных), скрупулезно и в финале без ложной скромности горделиво-помпезно, стало настоящим откровением и катарсисом этой невероятной симфонической тетралогии. Тетралогии, которой, как было ясно уже и в процессе исполнения, не просто суждено войти в историю концертной жизни российской столицы, но и разделить ее на две временные половины — до Девятой "венских филармоников" и после нее.

МинПром

Новини

17 Лютого 2025

Зміна клімату загрожує існуванню ЄС – BND

Vale інвестує $12,2 млрд у видобуток залізної руди

Індія знайшла спосіб уникнути драконівських мит США

Америка не має жодних причин вводити тарифи проти сталі та алюмінію з ЄС – Шефчович

Китай збільшив будівництво вугільних електростанцій до найвищого за 10 років рівня 

Індія відмовилася працювати з російськими підсанкційними танкерами – Reuters 

14 Лютого 2025

EUROFER знову закликає до термінового вдосконалення CBAM

Суха Балка будує сонячну електростанцію для шахти ім. Фрунзе

Каленков просить уряд переконати США скасувати мита на сталь, які запровадив Трамп

ArcelorMittal розглядає перенесення до Індії частини європейських бізнес-процесів

Понад 60% російських нафтових танкерів припинили роботу через санкції

США витратять роки, аби отримати українські ресурси

Трамп анонсував нові мита: кого торкнуться

Зиму можемо пройти без відключень – експерт

У розробку одного родовища критичних мінералів потрібно вкласти до $300 млн – експерт

Літій, титан та платина: бізнес закликає відкрити інформацію про запаси корисних копалин в Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢