Большая лотерея

В Тель-Авиве прошел шоу-кейс израильских театров.

В последние годы национальные шоу-кейсы стали неотъемлемой частью мировой театральной практики. Устраивая показы лучших спектаклей своей страны для приглашенных со всех концов мира продюсеров, директоров фестивалей и критиков, организаторы таких акций, конечно, прежде всего преследуют маркетинговые цели — ведь с этой "театральной витрины" гости что-то присматривают для гастролей у себя на родине. Однако, шоу-кейс — это еще и своеобразный отчет, индикатор состояния национальной сцены, демонстрация ее потенциала, а также политических и эстетических пристрастий. В этом отношении израильский фестиваль, на котором корреспонденту Ъ удалось побывать при содействии фонда Рината Ахметова "Развитие Украины", дает богатую пищу для размышлений.

Конечно, составители его программы заботились о ее жанровой пестроте, но разнообразие и смелость поисков местных артистов и режиссеров действительно впечатляют. Например, группа Zik, много лет существующая как некая коммуна вроде датского "Один-театра", польского "Гардзенице" или французского "Театра дю Солей", в своем грандиозном инженерном перформансе "Mysterium Cosmographicum" воплощает ни много ни мало космологию Иоганна Кеплера. Актеры в этом представлении, конечно, служат ассистентами при причудливых механизмах, которые они передвигают в огромном ангаре под рваную музыку препарированного фортепиано, но истовость и сосредоточенность, с которой они выполняют свой ритуал, достойна восхищения.

В отличие от этого принципиально герметического зрелища, "Лотерея в Вавилоне", инспирированная новеллой Борхеса, максимально интерактивна. Придумавшие это представление Керен Шеффи и Саар Зекели вообще обходятся без актеров — исполнителями их шоу становятся сами зрители. Перед началом спектакля каждого из них просят заполнить анкету. Помимо рутинных вопросов о возрасте и половой принадлежности, тут содержатся и экзистенциальные, скажем, боишься ли ты смерти. Интервьюер, заполняющий анкету, с невинным видом может поинтересоваться, не хочешь ли ты с ним переспать. Когда анкеты собраны, зрителей разбивают на четыре группы и отправляют каждую компанию в отдельную комнату, где накрыт скромный ужин с вином. В нише стоит компьютер, откуда с короткими интервалами раздаются приказания тому или иному участнику перформанса (всем им присвоили порядковые номера) выполнить какое-то действие или ответить на вопрос.

Задания различные: дотронуться до кого-то из партнеров, произнести тост или побродить по комнате с завязанными глазами. Постепенно игра усложняется, комбинации людей и их связи становятся прихотливее, минут через сорок незнакомые между собой зрители образуют веселую компанию, которая постепенно начинает смешиваться с участниками других групп. Авторы "Лотереи" называют свое шоу социальным экспериментом, его смысл, кажется, мало соотносится с идеей Борхеса о фатальной зависимости человека от случайности, но неожиданно обнаруживает в его рассказе не менее значительный подтекст — люди намного ближе друг к другу, чем сами склонны об этом думать.

То, что в израильском театре дерзко разрушаются рамки традиционного зрелища и допускаются на сцену непрофессиональные исполнители, подтверждает спектакль "Это — земля", представляющий собой своеобразный сеанс психоанализа в трех эпизодах. Автор первого — дизайнер Гали Судански — с помощью вещей, которые она достает из пяти прозрачных контейнеров, пытается создать психологический портрет агента разведывательной службы "Моссад". Во втором — видеоартистка Алайя Опфер описывает жизнь одинокой израильской старухи. Завершает представление поэт и бит-боксер Регев Хуберман, в стиле хип-хопа рассказывающий историю своей семьи.

Следует отметить, что в израильском театре умеют очень личностно произносить чужие слова. Кажется, артистам иногда вообще не нужны подпорки в виде реквизита, сложного сценического дизайна и прочего антуража — они настолько экспрессивны и неистовы, что способны эмоционально умножить любой публицистический текст. Тем интереснее, впрочем, видеть представления, авторы которых используют более прихотливую театральную лексику. Так это происходит в спектакле "Никто не умирает напрасно", возможно, самого известного в мире израильского театра "Габима". В его основе — рассказы писательницы Дворы Барон, написанные в 1920-х годах, и посвященные событиям российской действительности начала ХХ века.

Впрочем, молодому режиссеру Шир Голдберг, видимо, кажется, что за сто лет в человеческой психологии и нравах мало что существенно изменилось — сильный продолжает помыкать слабым, алчность по-прежнему ослепляет людей, а сострадание доступно единицам. Богатый, изощренный, пряный и гибкий сценический язык, которым излагает эти печальные истины постановщик, завораживает. Артисты, способные быть предельно достоверными в деталях и одновременно непринужденно оправдывать любую условность повествования, дают пример такой удивительной техники, что впору посылать к ним на мастер-классы наших исполнителей.

Безусловно, многому могли бы поучиться украинские постановщики и актеры на спектакле "Анти" театра "Гешер". Режиссер Евгений Арье довольно свободно обходится в этой работе с мифом об Антигоне, как и с его самыми известными драматургическими интерпретациями — Софокла и Жана Ануя. Героиня его спектакля — не максималистка, не блаженная и не эталон совести, а просто несчастная девушка, угодившая в жернова рока. Ей сочувствуешь, но все же понимаешь, что ее гибель предопределена обстоятельствами. Это сугубо частная история — трагедия покинула наш мир, где каждый обречен на свою маленькую правду и никем не замечаемую боль. Что, в общем, только лишний раз напоминает о том, сколько мужества необходимо человеку, чтобы жить.

Сергей Васильев

МинПром

Новини

10 Листопада 2025

Українська металургія працює майже на повну – завантаження сягає 91,9%

Ferrexpo призупинила виробництво та експорт через збій з постачанням е/е

Обсяги перевезень УЗ критично скоротилися – падіння 49%

В Індії близько 150 метпідприємств призупинили виробництво сталі 

Китай призупинив заборону на експорт рідкісноземельних металів до США

Запорізька АЕС відновила доступ до резервного живлення вперше за шість місяців

Людство не втримає поріг глобального потепління у межах 1,5 градусів – ООН

США та Казахстан разом добуватимуть вольфрам

Росія вдарила дронами по першій в Україні великій ТЕЦ на біомасі

В Україні з початку року зросло виробництво чавуну, проте скоротилася виплавка сталі 

7 Листопада 2025

В Україні почалось будівництво другої євроколії

Польща веде переговори з банками, щоб врятувати гіганта вуглевидобутку JSW

Україна експортувала понад 190 млн тонн вантажів

США додали коксівне вугілля у список критично важливих мінералів

РФ атакувала енергетику в чотирьох областях: введені жорсткіші графіки відключень світла

Україна домовляється про збільшення імпорту скрапленого газу із США через Польщу 

ВСІ НОВИНИ ⇢