Ноты протеста

В субботу в Киеве выступила группа "Ляпис Трубецкой". Концерт белорусов, и в обычное время не стесняющихся острых политических и социальных высказываний, оказался особенно актуальным, учитывая рост протестных настроений в Украине.

В конце 1990-х группа "Ляпис Трубецкой" завоевала популярность с сентиментальными песенками, и на фоне других попсовых коллективов выделялась разве что особой расслабленностью и раздолбайством. Однако в середине 2000-x лидер команды Сергей Михалок резко отказался от образа эстрадного увальня, превратившись в поджарого, обильно татуированного бойца. Соответственно менялась и музыка группы: вместо незатейливых шлягеров с показательными названиями вроде "Ты кинула", "Всем девчонкам нравится" или "В платье белом" белорусы один за другим начали выпускать остросоциальные панк-роковые альбомы, озаглавленные не менее красноречиво: "Капитал", "Манифест", "Культпросвет". Сегодня группа, по определению самих музыкантов, представляет собой анархо-синдикат, колесящий по миру, чтобы веселиться самим и заставлять веселиться других.

Повеселиться в столичную Stereo Plaza, вмещающую около 7 тыс. человек, кажется, пришло значительно больше зрителей — фанаты плотно забили весь зал вплоть до гардеробов. Судя по говору и мелькавшим в зале историческим белорусским бело-красно-белым флагам, много поклонников приехало поддержать земляков из самой Белоруссии. Там выступления "Ляписа Трубецкого" официально не запрещены, но каждый раз загадочным образом срываются в последний момент: то опасность пожара некстати обнаружится, то угроза обвала крыши. Еще больше людей в субботу, по всей видимости, отлучились на концерт с митинга на майдане Незалежности — среди зрителей было немало людей с украинскими знаменами или ленточками с символикой Евросоюза.

За полтора часа до концерта в Stereo Plaza успела выйти на сцену Майдана и сама белорусская группа. В последние дни на ней выступило немало хороших музыкантов, но "ляписов" здесь встретили особенно горячо. Спев несколько хитов, Сергей Михалок обратился к митингующим: "Мы, белорусы, смотрим на вас с восторгом, восхищением и уважением. Своим примером вы показали, что с помощью мужества, героизма и народного единения можно не только бороться за свои права, но и дать отпор государственному и полицейскому беспределу".

Разумеется, не обошлось без политики и на вечернем концерте. Лидер группы едва ли не после каждой песни напоминал и себе, и залу, что "здесь не политический митинг, мы тут, чтобы петь и веселиться", однако то и дело признавался, что завидует гражданской активности украинцев, и призывал бороться до конца. Да и сами песни "Ляписа Трубецкого" битком набиты лозунгами, которые моментально нашли бы отклик на Майдане. Вот, например, "Рабкор": "Рабское клеймо — общая проблема: Минск, Киев, Москва, Астана / Разные фамилии — одна эмблема: Адольф Виссарионович Сатана!" А вот одна из главных песен "Ляписа Трубецкого" последних лет — "Грай", написанная по следам событий в Минске в декабре 2010 года, когда ОМОН жестоко разогнал многотысячную акцию протеста:

"Напились быки, скачут по краине, топчут рушники копытами в глине / Скачут по дворам, открывают хаты, кто не поховался — будет виноватым". При этом группа позволила себе еще один прозрачный намек: экран на заднике сцены во время исполнения этой песни вместо обычной для группы лихой видеографики транслировал изображения достопримечательностей Киева.

За двухчасовой концерт белорусы отыграли практически все свои хиты и пару песен из выходящего в марте альбома "Матрешка". На главных песнях — таких как "Манифест", "Железный" и "Не быть скотом" — здание буквально содрогалось от топота и криков тысяч поклонников. Зал то и дело скандировал "Живе Беларусь!", звучал и украинский пароль "Слава Украине!" с традиционным отзывом "Героям слава!".

При этом удивительное свойство "Ляписа Трубецкого" заключается в том, что, несмотря на все жесткие тексты, рубленые риффы и боевитого вида мужчин, скачущих по сцене, в основе идеологии группы — доброта. К себе, к окружающим, к миру, ко Вселенной. И надо было видеть лица суровых футбольных хулиганов, которые, повинуясь музыке, подпевали звучащей со сцены оде толерантности "Я верю":

"Я верю в Иисуса Христа, я верю в Гаутаму Будду, я верю в пророка Мохаммада, я верю в Кришну, я верю в Гаруду". Уже в самом конце выступления Сергей Михалок обмолвился:

"Вы меня извините, я сегодня немного пафосный. Просто уж очень сильно Майдан мне в голову ударил". Собственно, и сам концерт "Ляписа Трубецкого" с его позитивным посылом стал для многих присутствовавших в зале людей не менее серьезным ударом.

Юрий Марченко

МинПром

Новини

17 Листопада 2025

Окупанти вночі атакували порт Ізмаїл: пошкоджені обладання та цивільні судна

В Європі з’явився найбільший на континенті завод із виробництва рідкісноземельних магнітів

Оман переходить на зелену сталь і може очолити глобальний тренд – EEFA

Найбільший російський порт відновив завантаження нафти після української атаки – Reuters

Імпорт товарів в Україну вдвічі перевищив експорт – Держстат 

Українці почали активніше купувати вантажівки

Євросоюз підтримав наміри США щодо видобутку газу в Середземному морі

14 Листопада 2025

ЄС бореться з викидами: 12 країн скоротили CO2, 14 – збільшили

“Зимова тисяча” Зеленського стартує завтра: допомогу отримають понад 14 млн українців

Китай скоротив виробництво сталі

Імпорт алюмінію зріс на 15%

МВФ наголошує на важливості антикорупційних реформ після скандалу в енергетиці України

Voestalpine попереджає про можливі скорочення через падіння продажів трубної продукції

Експорт українських напівфабрикатів за 10 місяців впав на 35%

Порт Новоросійськ призупинив експорт нафти після атаки дронів – Reuters

Кабмін дозволив бронювати працівників від мобілізації ще одній категорії підприємств 

ВСІ НОВИНИ ⇢