Приз случайный, приз напрасный

64-й Берлинале завершился неубедительной победой китайского фильма "Черный уголь, тонкий лед" режиссера Диао Йинаня: ему присужден "Золотой медведь". Не более убеждает и гран-при для "Отеля "Гранд Будапешт"" Уэса Андерсона. Только третья или четвертая по рангу награда за режиссуру досталась лучшей картине фестиваля — "Отрочеству" Ричарда Линклейтера.

Жюри конкурса возглавлял Джеймс Шамус — американский продюсер почти всех фильмов Энга Ли, связанный через него с китайской киноиндустрией: это может служить ключом к сомнительному решению. Надо учитывать и выросший статус иноязычного кино в мире: никакого сравнения с той ситуацией, когда в 1988 году в Берлине победил "Красный гаолян" Чжана Имоу, и никто в Европе тогда до конца не понимал, то ли это исключительный шедевр, то ли рядовая китайская продукция.

Берлин — хотя для некоторых наших журналистов это, кажется, новость — открыл кино Китая уже больше четверти века назад. В этом году, когда китайцы завоевали пятого "Золотого медведя", они были представлены в конкурсе тремя картинами, и каждая оказалась по-своему интересной. Особенно не получившая наград "Ничья земля" Нинга Хао, которую, по аналогии со спагетти-вестерном, можно назвать рисовым вестерном. Две другие отмечены призами: "Слепой массаж" Лу Йе — за операторскую работу, а "Черный уголь", помимо главной награды, отхватил еще и "Серебряного медведя" для актера Лиао Фана.

Хотя на самом деле в этом "китайском нуаре" нет ничего выдающегося, а посмотреть его стоит разве что ради двух эффектных сцен с сексом на чертовом колесе и с массированным разрывом петард в финале. Все три фильма тесно увязаны с социальными реалиями сегодняшнего Китая, но при этом активно пользуются жанровыми канонами. Лучшей актрисой признана Хару Куроки из японской ретромелодрамы Йодзи Ямады "Маленький дом".

Приходится признать, что жюри, увлекшись Дальним Востоком, не сумело по достоинству оценить главное открытие Берлинале и фактически подорвало его концепцию. Ведь появление "Отрочества" Ричарда Линклейтера в предпоследний рабочий день фестиваля не только оживило его пейзаж, в котором явно не хватало выразительных и оригинальных фильмов, но придало фестивальной драматургии осмысленность. Стало понятно, что сквозная тема 64-го Берлинале — детство, а главный его герой — мальчик. Ну, в крайнем случае, девочка, как в немецком фильме "Крестный путь" Дитриха Брюггемана, считавшемся фаворитом фестиваля, но отмеченном в итоге лишь призом за сценарий.

Судьи, увлекшись Дальним Востоком, не сумели оценить главное открытие Берлинале и фактически подорвали концепцию фестиваля

Мальчики гуляли по экрану с первого дня конкурсных показов. Герой немецкого "Джека" Эдварда Бергера страдал оттого, что заброшен матерью и вынужден фактически играть роль отца для младшего и совсем уж беспомощного брата. Два брата и одинокая мать — такова исходная ситуация и в фильме "Ввысь", снятом перуанкой Клаудией Льосой в Канаде, только сюжет переведен из бытового в метафизический регистр.

В аргентинской "Третьей стороне реки" (режиссер Селина Мурга) проблемой для юного героя становится его отец, с мачистской самоуверенностью курирующий сразу две семьи. А в австрийском "Макондо", снятом иранкой Судабех Мортезаи, одиннадцатилетний Рамзан, отпрыск семьи чеченских беженцев, переживает гибель отца и трудную адаптацию в чужой культурной среде.

На этом фоне "Отрочество" не просто выглядит лучшим фильмом на тему мальчишества, но поднимает ее с функционального пьедестала на некую художественную и даже философскую высоту. В центре картины — придуманный герой по имени Мейсон, сыгранный невероятно талантливым парнем Элларом Колтрейном на протяжении 12 лет. Да, это не описка: примерно столько Линклейтер собирал перед камерой основных действующих лиц фильма. Саманту, сестру Мейсона, играет дочь режиссера Лорелея Линклейтер, а их родителей — Итан Хоук и Патриция Аркетт.

Так что мы становимся свидетелями не только естественного взросления, но и старения: исполнители отдают персонажам свою физическую природу. Передать эти возрастные изменения, запечатленное течение подлинной, а не сыгранной жизни (о чем в свое время мечтал Андрей Тарковский и писал в книге "Запечатленное время") помогла современная мобильная съемочная техника, которую Линклейтер с блеском использовал.

Но это отнюдь не только технический эксперимент. "Отрочество" — кино, впитавшее опыт документальной школы и в то же время современного сериала. Семья, пускай полураспавшаяся, предстает в этом фильме действительно ячейкой общества, причем общества безошибочно американского. Быт среднего класса, витающие в этой среде увлечения и идеи, политическая борьба, взаимоотношения полов и поколений, даже то, как и чем матери кормят своих детей и какие подарки дарят на дни рождения (дед — ружье, бабка — Библию),— все это представлено с абсолютной точностью, достоверностью и естественностью, но при этом не поверхностно и не карикатурно.

Выбор жюри, напротив, свидетельствует о случайности и ее подруге конъюнктуре. Из его странных решений радует своим остроумием только одно — награждение автора ленты "Любить, пить и петь" почти 92-летнего Алена Рене призом Альфреда Бауэра за новые перспективы (обычно так поощряют начинающих режиссеров, но пару лет назад в "перспективные" записали еще одного ветерана, Анджея Вайду). И еще у Рене прибавился далеко не первый в его биографии приз ФИПРЕССИ.

Андрей Плахов

МинПром

Новости

8 декабря 2021

Финская Metso Outotec будет восстанавливать железорудную мелочь с помощью водорода

В Украине выросло производство электроэнергии

Century Aluminum построит в Исландии цех для выпуска низкоуглеродной алюминиевой заготовки

Укртрубопром приветствует увеличение экспортной пошлины на металлолом

Экспорт меди из Чили вырос на 35%

Corum Group внедрила автоматизированную систему планирования производства

Испанские металлурги наращивают объем лома для выпуска стали

Baowu представила планы по сокращению выбросов углерода на тонну сырой стали

В Гонконге заявили о разработке нержавеющей стали, которая убивает вирус Covid-19

Vale повысила премии на железорудные окатыши

Fitch Ratings повысило прогнозы цен на нефть на ближайшее время

Китай увеличил импорт железной руды на 6,9%

У Минюста нет информации о национализации Мотор Сич

Комитет ВР по экономразвитию одобрил коррективы к законопроекту о локализации

Fitch не верит в рост мировой экономики до конца года

ФРТУ просит Минюст не регистрировать проект о списании б/у вагонов

ВСЕ НОВОСТИ ⇢