Старый лауреат лучше новых двух

В Музее Москвы прошла IX церемония вручения премии "Инновация". Главный приз получил проект Юрия Альберта и Екатерины Деготь "Что этим хотел сказать художник?".

В этом году церемония "Инновации" впервые проходила в Музее Москвы и была задумана, по выражению режиссера церемонии Андрея Сильвесторова, "как тотальная сюрреалистическая инсталляция". У входа в музей стоял художник Матвей Крылов, один из кураторов фестиваля "Медиаудар", представленного в номинации "Кураторский проект", и продавал всем желающим копии призовых статуэток по 100 руб.

По словам художника, они "расходились как горячие пирожки". Еще бы: художников, кураторов и искусствоведов много, а в шорт-лист премии попадает всего 30 человек. За музыкальное сопровождение церемонии отвечала Ираида Юсупова, написавшая несколько песен на стихи Андрея Родионова. Их исполнила группа "Кабаре Безумного Пьеро". В первом же номере, исполненном перед началом церемонии, прозвучали слова: "Скажи, поэт, кто совесть нации? Это, наверное, не ты!"

Раздавать награды начали с заранее объявленных лауреатов. За творческий вклад посмертно наградили погибшего в прошлом году на Бали Владислава Мамышева-Монро. Перед непосредственным вручением премии на экране показали отрывки из его версии культового советского фильма "Волга-Волга". Премию маме художника Нине Мамышевой вручал Артемий Троицкий. "Владик был настоящим ангелом. Единственным, кто не считал его ангелом, была, наверное, Нина Ивановна",— сказал он.

Приз во второй внеконкурсной номинации "За поддержку современного искусства в России" получили Шалва Бреус и фонд "АртХроника" — учредитель частной премии в области современного искусства — премии Кандинского. Вручала премию заместитель министра культуры Елена Миловзорова, но ее поздравительная речь была заглушена криком "Слава России! Героям слава!" с правого балкона.

Оказалось, это перформанс политического художника Дениса Мустафина, которого быстро вывела из зала охрана. Заместитель министра, надо сказать, нимало не смутилась и продолжала свою речь. Принимая награду, господин Бреус заметил: "Чтобы получить премию в области современного искусства, надо учредить премию в области современного искусства" — и заодно рассказал о своей последней встрече с Мамышевом-Монро во время открытия выставки премии Кандинского в Arts Santa Monica в Барселоне.

Тогда художник "пришел в образе одного из деятелей нашей страны" (Владимира Путина). "Последняя сцена, которую я запомнил: он стоит в этом костюме в окружении испанских детей и гладит их по голове",— рассказал Шалва Бреус. Забавно, что на следующий день, в четверг, господин Бреус объявил о ребрендинге фонда — теперь он называется не "Культурный фонд “АртХроника”", а Breus Foundation.

Традиционный приз фонда "U-Art: Ты и искусство" получила книга Екатерины Бобринской "Чужие? Неофициальное искусство: мифы, стратегии, концепции". Учредитель фонда Тамаз Манашеров вручил денежный приз редактору книги Екатерине Алленовой. Лучшим кураторским проектом была названа выставка Елены Селиной "Реконструкция", посвященная художественной жизни Москвы 90-х годов.

Член жюри Семен Михайловский вручил группировке ЗИП и активистам КИСИ премию в номинации "Региональный проект современного искусства" за проект "Краснодар: Линии на плоскости. История КИСИ". На полученные деньги (400 тыс. руб.) художники пообещали создать фонд и порадовались: "Наконец все художники будут получать зарплату!"

Обладатель приза в номинации "Теория, критика, искусствознание" за книгу "Эволюция от кутюр: Искусство и наука в эпоху постбиологии" Дмитрий Булатов пожелал себе и коллегам "продуктивно всматриваться в образы ада". Для него это уже вторая "Инновация": впервые Булатов получил награду за ту же тему, только в виде выставки Калининградского филиала ГЦСИ.

Сразу две награды в номинации "Новая генерация" — трехмесячную резиденцию в Париже от французского посольства и основной приз конкурса — получила Саша Пирогова за видео "Библимлен". Stella Art Foundation одарила стажировкой в Венеции Софью Гаврилову и Алексея Корси за проект "Кому принадлежит тень от зонтика, или Don’t Even Think of Touching My Parasol".

В том, что главный приз (800 тыс. руб.) за "Произведение визуального искусства" получит дуэт Альберт/Деготь, не было сомнений после того, как в кураторской номинации оставили ни с чем организованную Деготь Бергенскую ассамблею. Юрий Альберт присоединился к сонму избранных, взявших и "Инновацию", и премию Кандинского (таких счастливчиков раньше было двое — Вадим Захаров и Александр Бродский).

А у Екатерины Деготь теперь дома две статуэтки премии — впервые она получила "Инновацию" как куратор выставки Петра Субботина-Пермяка "Кудымкор — локомотив будущего" в Пермской государственной художественной галерее и московской галерее "Проун". "Искусство устойчиво только тогда, когда в нем есть разномыслие",— сказал Юрий Альберт в своей речи после получения премии, что прозвучало забавно в контексте единодушия жюри российских премий относительно его персоны.

Александра Шестакова

МинПром

Новини

25 Квітня 2024

Данія може інвестувати у портову інфраструктуру України

Три чверті роботодавців відчувають дефіцит кадрів

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

ВСІ НОВИНИ ⇢