Мариинка воспроизвела фурор

В Мариинском театре состоялся вечер памяти Нинель Кургапкиной, посвященный 85-летию со дня рождения балерины. Окончание вечера ознаменовалось овацией — публика бешено аплодировала танцующей на экране Кургапкиной. 

Нинель Александровна Кургапкина — из легендарной плеяды вагановских учениц. В 1947 году она окончила Ленинградское хореографическое училище по классу Агриппины Яковлевны Вагановой и до 1981 года танцевала на прославленной сцене. Вела женские классы в хореографическом училище и репетировала с балеринами в Кировском / Мариинском театре, была признанным авторитетом по поддержанию "в форме" спектаклей классического наследия.

Памятный концерт в Мариинском театре выстроили по привычным лекалам: вступительные речи, которых было даже три. И. о. заведующего балетной труппой Юрий Фатеев открыл вечер; две других произнесли перед началом второго отделения Жанна Аюпова (ученица Кургапкиной в училище и театре) и Николай Цискаридзе. В первом отделении представили акт из "Дон Кихота" — Нинель Кургапкина блестяще танцевала этот балет; второй акт составили дивертисментные номера.

Активное участие в вечере памяти себя приняла Нинель Александровна: организаторы концерта весьма удачно вмонтировали кинохронику в "живой" спектакль. Так, после уличной суматохи на площади Барселоны на сцену выбежала Китри — Кургапкина (благодаря кинопроекции) и исполнила знаменитую "выходную" вариацию бесшабашной испанки, а затем спектакль как ни в чем не бывало продолжила Виктория Терешкина.

В финале акта, в сцене побега Китри и Базиля, там, где большинство нынешних танцовщиков берегут силы и быстренько бегут кратчайшим путем по диагонали из левой кулисы в правую (конечно, им трудно, так как на вытянутых вверх руках надо нести еще и возлюбленную), руководство труппы обезопасило Владимира Шклярова и заменило пронос реальный проносом кинематографическим.

Во время которого, конечно, раздалась буря аплодисментов: Николай Ковмир искусно лавировал между рядами танцующих, практически повторив траекторию (только в обратном направлении) выхода 32 теней в "Баядерке", между тем как Нинель Кургапкина, удобно расположившись в руках партнера, задорно потряхивала бубном.

Китри в честь Нинель Кургапкиной исполнила Виктория Терешкина. Она танцевала раскованно и азартно, легко распутывала ногами все ритмические затруднения и выдала в бешеном темпе вариацию с кастаньетами, в которой пронеслась в диагонали вращений маленьким смерчем, оставив только восторженное "ах!" зрительного зала. Владимир Шкляров, который на сцене имеет вид примерного старшеклассника, исполнил партию Базиля в актерских рамках разрешенной трактовки, однако в танцевальной части позволил себя увлечь и даже похулиганил в вариации, дразня публику изгибистыми ранверсе и шкодными турами в воздухе.

Второе отделение началось с танцевального приношения Академии русского балета: третьеклассники Дарья Устюжанина и Иван Поддубняк исполнили "Детское па-де-де" в постановке Марата Газиева. В номере этом можно было найти и намек на нелегкое военное детство Кургапкиной, которое она провела в эвакуации с училищем на Урале: юное дарование Иван Поддубняк смело справился с предложенной хореографией и уверенно манипулировал ружьем и саблей. Только ружье он почему-то направлял то в ложу для ВИП-гостей, то на дирижера, но, право, Алексей Репников подобной участи не заслуживал!

Последние танцующие ученицы Кургапкиной (имеется в виду ее выпуск ЛАХУ 1989 года) почтили память педагога современной хореографией. Ольга Мельникова плавала невозмутимой сиреной в крепких объятиях Иржи Бубеничека в дуэте из балета "Сладость забвения" (постановка Дэвида Доусона). Ольга Волобуева истерически расшатывала нервную систему Приита Крипсона в дуэте "Encounters" (балетмейстер Кшиштоф Пастор). Анна Поликарпова с ласковостью медсестры — арт-терапевта возвращала к жизни танцевального аутиста Ллойда Риггинса в дуэте из балета "Времена года" в хореографии Джона Ноймайера.

Мариинский театр выставил Надежду Батоеву и Алексея Тимофеева, которые весьма оживленно исполнили па-де-де из балета "Арлекинада", и Олесю Новикову и Ким Кимина в па-де-де из "Корсара", где нежную отрешенность балерины контрастно оттенял боевой запал партнера. Ульяна Лопаткина после визита труппы Ханса ван Манена в Петербург кардинально переосмыслила исполняемые ею уже много лет "Trois gnossienes", в которых внезапно обнаружилось много затаенной грусти и исповедальной страстности.

Вечер завершился якобсоновским дуэтом "Венский вальс" в исполнении Нинель Кургапкиной и Бориса Брегвадзе (в киноформате). Зал устроил нескончаемую овацию. Из директорской ложи, где находился господин Цискаридзе, донеслось восторженное: "Гениально!".

Ольга Федорченко 

МинПром

Новини

20 Березня 2025

У Харкові збудують завод з виробництва залізобетонних конструкцій

ЄС скоротить імпорт сталі на 15% через нові мита Трампа

19 Березня 2025

Китай призупиняє імпорт СПГ зі США

Fitch погіршило прогноз зростання світової економіки у 2025 році 

Україна за січень-лютий зменшила валютну виручку від експорту чорних металів на 20%

Імпорт легкових авто в Україну в 2025 року скоротився на 7,8%

Відновлення економіки України уповільнилось: У лютому ВВП зріс лише на 0,7% – Мінекономіки 

АРМА готує до реалізації арештовані російські та білоруські вантажівки 

Український виробник титану Velta інвестує $10 млн у ВДЕ

Україна скоротила експорт залізної руди 

ЄС очікує наплив дешевого алюмінію через торгову політику Трампа

“Бізнес, дружній до ветеранів”: Інтерпайп отримав важливу відзнаку за підтримку військових

Споживання металопрокату в Україні зросло на 50%

18 Березня 2025

Експорт металобрухту з України зріс на 1,6% у січні-лютому

Китай скоротив виплавку сталі на 1,5% у січні-лютому 2025 року

Україна у січні скоротила експорт товарів на 11,5% – Держстат

ВСІ НОВИНИ ⇢