Армен Джигарханян: Никто не знает, о чем я плачу, когда стою на сцене

В следующем году Армену Джигарханяну исполнится 80 лет, но он из той категории людей, которые на покой точно не собираются. Армен Борисович активно снимается в кино, озвучивает анимационные фильмы и, конечно, руководит театром в Москве.

Мы встретились с Джигарханяном в его кабинете в театре. "Заходи, моя девочка, присаживайся", – начал беседу он. "Если я сяду на этот диван, будет удобно?" – уточнила я. "Запомни одну важную вещь, – ответил он. – Как говорил великий человек Георгий Александрович Товстоногов: "Удобно – это парикмахерский термин". В жизни все неудобно! Если ты посмотришь внимательно, то увидишь, что все, что ты делаешь серьезно, совсем неудобно для тебя".

РАЗРУШАЮЩЕЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ

– Армен Борисович, вот говорят, что театры сейчас переживают не лучшие времена, хотя при этом билеты стоят дорого. В чем причина?

– У нас есть разрушающее телевидение. Я бы даже не побоялся сказать: аморальное. Я не люблю его, потому что это дурной вкус, говорю тебе открытым текстом. Раньше я думал, что самое плохое на телевидении – это КВН, а теперь мне уже кажется, что они милые хорошие ребята. Они нарушили самый главный закон: а что именно мы играем? Жанр какой? Все стали артистами, не обладая талантом… Что вообще такое – телевидение?

По сути, это информационный канал. Благодаря ему мы узнаем новости. Точнее, должны их узнавать. А во что сейчас превратилось ТВ? Гримируются, клеят бороды, поют под Кабалье. Это что? Зачем это все? Это хорошо на уровне студенческой вечеринки, капустника, когда какой-нибудь студент приклеил усы, надел костюм и поет. Но ты же пускаешь это на всю страну! И люди не понимают, насколько это опасно. Чем занимается религия? Дает человеку дух: не бойся, встань, пойди. И телевидение должно делать то же самое, и искусство. Но то, что сейчас мы видим на телеэкранах, очень далеко от этой истины. К счастью, хоть театр занимается своим делом.

– Он воспитывает?

– Если вы ставите перед собой серьезные вопросы, единственное место, где можете попытаться найти ответ, – это театр. Мы заботимся о том, что играем. Иначе мы никогда не доберемся до истины. Мы просто будем забавными людьми, которые прыгают и радуются, но это будет далеко от реальной жизни. Театр должен говорить о том, что волнует людей.

"В ИСКУССТВЕ Я ВСЕГДА ПРАВ"

– Вы ведь уже почти 60 лет играете в театре…

– В следующем году будет юбилей – я начинал в 1955-м. Отметим с тобой здесь – назюзюкаемся. (Улыбается.)

– И что изменилось за эти долгие годы?

– Жизнь. Я другой – и все другое.

– Вы говорили, что в вашей жизни все горести и радости были связаны с театром…

– Я имел в виду, что в театре отвожу душу. Потому что, когда мне трудно, я ищу ответы на сцене… Четыреста с лишним лет назад человек написал: "Быть или не быть?" И все эти годы человечество не может понять – так быть или не быть? Трудно… Вот для этого и есть искусство. Мы все время хотим понять, правильным ли путем мы идем.

– Говорят, что с годами жизнь идет быстрее. Ощущаете ее бег?

– Нет, не ощущаю. Я занимаюсь делом, которое воистину очень люблю, – театром. И там я получаю то, ради чего я живу. У меня нет разочарования. Меня часто спрашивают: не надоело ли 60 лет жить в театре? Нет, это не может надоесть. Это физиология, абсолютная физиология. Организм отвечает на те потребности, которые есть. Вот у меня потребность играть в театре.

– Как вы реагируете на критику?

– Никак. Особенно в театре. Потому что кто-то из великих людей сказал: "В искусстве я всегда прав". Раньше была, конечно, обида: не похвалили, звания не дали… Это все было, но обида – это разрушительная вещь. Я должен сам пройти этот путь, решить, подумать и, может быть, уйти ни с чем.

– Но зато вы много оставите после себя: театр, фильмы, роли…

– Я думаю, это ерунда собачья. Вот я выхожу на сцену – и зал замолкает, я держу паузу сколько хочу, а люди все равно молчат, они испугались. И после паузы я говорю залу ту истину, которую недавно обнаружил, узнал. Вот это для меня главное! Это половой акт чистой воды. Есть стремление: я это хочу – и я это получаю, завоевываю… А что потом? Удовольствие, потом удовлетворение, а после – опустошение.

"ДО СИХ ПОР СКУЧАЮ ПО КОТУ"

– Вы говорили: "Все, что у меня есть в жизни, давалось мне нелегко". То есть вы не везунчик?

– Везунчик. У меня ноги и руки двигаются, хотя мне уже почти 80 лет, а это очень много! Значит, мне повезло.

– У вас бывает отпуск?

– Обязательно. И я очень люблю отпуска – чтобы полностью выключиться из московской жизни. Всегда уезжаю куда-нибудь, чтобы не видеть знакомые лица. Я должен продолжать удивляться. Для меня самым большим потрясением стала поездка на Ниагарский водопад.

– Успеваете соскучиться по любимому театру, родному кабинету?

– Конечно, потому что привык к ним. Мы всегда боимся потерять то, что хорошо и ценно для нас. Если кто-то появился в моей жизни, заменить его я уже не могу. Каждый нужен по-своему. Это касается даже животных. У меня 20 лет жил сиамский кот. Мудрец был необыкновенный! Мы его так и звали – Фил, Философ, потому что он любил посидеть и подумать о жизни. Сейчас его нет с нами, но я каждый день о нем вспоминаю.

50 ЛЕТ ЗА РУЛЕМ

– Вы как-то признавались, что являетесь заядлым автомобилистом. Сейчас еще водите машину?

– В Москве – да, а в отпуске машину обычно не беру. Я действительно люблю водить автомобиль, 50 лет уже за рулем – хороший стаж. Я разумный водитель, не лихач. Люди, которые быстро ездят, мне кажется, психически неуравновешенные. Я искренне не понимаю, зачем нужно подвергать себя такой опасности?

– Ради адреналина, например.

– Я каждый день выхожу на сцену – и там самый лучший, самый честный, самый дорогой адреналин. Он идет от зала. Такой воздух, ветер, энергия – не могу описать это словами. Вот, есть такое явление – радуга. Если мы будем разделять ее на составные части, разбирать по цветам, то получится уже не гармония, а КВН.

– Вы занесены в Книгу рекордов Гиннесса как самый снимаемый актер. Для вас это повод гордиться собой?

– Я не видел этой книги. Да мне, если честно, это даже неинтересно. Мои роли – это моя жизнь, моя работа, мое разочарование. Одна большая биография. Ушли многие мои друзья, моей мамы уже нет много лет. И все это, конечно, повлияло на меня – я стал таким, какой есть. Никто не знает, о чем я плачу, когда стою на сцене или перед камерой. Страшнее то, что я сам не знаю. Ведь все это и называется "жизнь".

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Армен Борисович ДЖИГАРХАНЯН родился 3 октября 1935 года в Ереване. Окончил Ереванский художественно-театральный институт. С 1955 года работал в Русском драматическом театре им. Станиславского в Ереване, в 1967 году по приглашению Анатолия Эфроса переехал в Москву. Сыграл более 50 ролей в спектаклях московских театров.

В 1996 году основал Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна. Занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый снимаемый актер (около 300 ролей в кино и телефильмах). Снялся в таких картинах, как "Здравствуйте, я ваша тетя!", "Собака на сене", "Место встречи изменить нельзя", "Тегеран-43", "Бандитский Петербург" и др. Народный артист СССР.

Бал дважды женат. Единственная дочь погибла в 1987 году, уснув в машине с включенным двигателем, ей было 23.

Ксения Падерина

МинПром

Новини

24 Березня 2025

Дніпроспецсталь розглядає ліквідацію через збитки у 2024 році

Інтерпайп створив унікальну патронатну службу для підтримки військових та їхніх родин

У Китаї металурги отримають компенсації за закриття старих заводів

Припинення вільної торгівлі з ЄС у червні може стати ударом для економіки України 

Експорт чорних металів з України впав на 20% у січні-лютому

Україна скоротила експорт залізорудної сировини на 1,2% у 2025 році

Експерти підвищують прогнози зростання цін на основні метали

Китайська HBIS співпрацює з Vale для просування декарбонізації сталі

Український бізнес подав 201 заявку на гранти для переробних підприємств

Нідерланди внесуть до Фонду підтримки української енергетики України 65 млн євро

21 Березня 2025

Китай різко скоротив імпорт товарів і авто зі США через торгівельну напругу

Інвестори в зелену енергетику закликали державу покращити умови оподаткування галузі

США прагнуть включити в угоду з Україною про копалини контроль над АЕС 

Ціна міді досягла максимуму за 5 місяців через побоювання щодо мит Трампа

Єврометалургія під загрозою: EUROFER вимагає рішучих кроків

POSCO відмовилась від своєї частки в японській Nippon Steel

ВСІ НОВИНИ ⇢