За скандальный вклад

В Осло прошла церемония вручения Ибсеновской премии — самой крупной в мире театральной награды. В этом году ее получил австрийский писатель Петер Хандке. 

Присуждение самой крупной в мире театральной награды (ее призовой фонд, обеспеченный правительством Норвегии, составляет около €300 тыс.) живущему во Франции выдающемуся австрийскому писателю и драматургу Петеру Хандке (см. "Ъ" от 21 марта) частью норвежской общественности было воспринято в штыки. Хандке опять припомнили его дружбу со Слободаном Милошевичем и знаменитую речь, которую писатель произнес на похоронах бывшего югославского президента, осужденного Гаагским трибуналом и умершего в тюрьме.

Во время последней войны на Балканах Хандке оказался, пожалуй, самым крупным из европейских деятелей культуры, отказавшихся осуждать сербов,— за это он был назван пособником геноцида и едва ли не соучастником массового убийства в Сребренице. Собственно говоря, с тех пор любое награждение Хандке, одного из самых знаковых шестидесятников, сопровождается протестами и дискуссиями. Но во Франции и Германии со временем волна критики писателя успокоилась: в конце концов, все, что он делал, не выходило за рамки свободы слова.

Норвегия по праву гордится репутацией одного из главных государств-миротворцев. Поэтому неудивительно, что местная пресса решила устроить вокруг имени Хандке скандал. Масштаба писателя и его вклада в драматургию и литературу никто отрицать не отважится, напирали на его моральную ответственность. Чем ближе к дню вручения, тем более высоким был градус медиадискуссий, демагогической кульминацией которых можно считать высказывание одного норвежского профессора: вручить премию Ибсена Хандке — это все равно что отдать премию Гете Геббельсу.

Несколько десятков демонстрантов, выстроившихся вдоль красной дорожки перед зданием Национального театра, где происходила церемония награждения,— в основном это были представители боснийской диаспоры — держали над головами соответствующие плакаты. На одном из них Хандке был изображен с напоминающим копье огромным карандашом в руках, на котором была нарисована свастика. Заходя в здание, лауреат, которому стали кричать оскорбления, попытался вступить в диалог с демонстрантами, но безуспешно. Около театра на всякий случай дежурила полиция.

Сама церемония, на которой организаторы тоже ожидали проявлений протеста, прошла между тем чинно и благородно. Новый обладатель Ибсеновской премии был встречен публикой добрыми аплодисментами, однако сам он был явно раздосадован. Видимо, поэтому ответная речь Петера Хандке была сумбурной — переходя с одного языка на другой и явно импровизируя, писатель отвечал со сцены тем, кто остался на площади: во всяком случае, брошенное в сердцах отчетливое "fuck you" было адресовано явно им.

Общий же смысл речи, который зрители потом пытались выявить совместными усилиями, состоял в том, что в сегодняшнем мире никто не имеет права монополии на истину и никто не может счесть себя невиновным. Из-за раздражения Хандке забыл объявить со сцены о своем важном решении, которое обнародовал уже после спектакля, за кулисами театра: к "ибсеновским" деньгам он сам не притронется, но направит их на постройку плавательного бассейна для детей в населенном сербами районе сегодняшнего Косово.

Спектаклем, приглашенным в Осло в честь лауреата, стала сделанная в гамбургском театре "Талия" постановка пьесы Хандке "Все еще буря". Лучшего представления для этого вечера трудно было бы придумать — в автобиографической пьесе Хандке отразились не только обстоятельства его собственной жизни, но и его сегодняшние представления об обществе. "Все еще буря" — это короткая формула, которой драматург описывает состояние нашего мира, в котором мир все еще невозможен.

Действие происходит накануне и во время Второй мировой войны, а лирический герой Хандке словно возвращается в родные места — наполовину словенец по происхождению, по материнской линии, он вырос в австрийской Каринтии, на границе с Югославией (оттуда происходит его кровная связь с Балканами). Хандке свободно монтирует события, вспоминая своих родных, не только мать и бабушку, но и других родственников,— сам он появляется на сцене лишь младенцем, но теперь с высоты уже прожитой жизни меняет местами события, корректирует судьбы, рефлексирует о родном языке.

В спектакле часто звучат слова и предложения на словенском; как и многие другие крупные писатели XX века, Хандке именно в языке видит проклятие и спасение людей.

Недавно ушедший из жизни знаменитый немецкий режиссер болгарского происхождения Димитр Гочев и драмы языка, и драмы изгнания понимал очень хорошо. Незадолго до смерти он поставил этот тонкий, лирико-ностальгический и в то же время весьма жесткий спектакль о невозможности избавления от прошлого. Сцена абсолютно пуста, лишь в глубине ее сидят музыканты, но почти все время, что идет "Все еще буря", с колосников падают листья. Так художник Катрин Брак элегантно обозначила ход времени: в этом нескончаемом, бесшумном дожде персонажам очень легко скрыться, но так же легко вновь материализоваться по велению памяти главного героя.

Блестящие актеры театра "Талия" играют своих "призраков" хватко, отчетливо и выпукло, но вместе с тем как-то летуче — им ничего не стоит исчезнуть буквально от дуновения ветра. Все они, конечно, исчезают навсегда, и в финале герой, которого можно легко принять за самого Петера Хандке, бродит по сцене, точно по кладбищу, загребая ногами опавшие листья и мучительно пытаясь заключить мир с самим собой. Который, как мы уже знаем, невозможен.

Роман Должанский   

МинПром

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

ВСІ НОВИНИ ⇢