Цирк после смерти

Премьера опера

Немецкий режиссер Юрген Флимм со сценографом Георгием Цыпиным и дирижером Михаилом Татарниковым поставили на сцене Михайловского театра одну из главных опер Джакомо Пуччини "Манон Леско". Она впервые прозвучала в Санкт-Петербурге в 1893 году, но ее дальнейшая репертуарная судьба в России оказалась скудной. Сам Флимм раньше тоже не ставил "Манон Леско".

Не сильно известный молодой композитор взялся за текст аббата Прево в 1890 году, когда "Манон" Обера была уже благополучно забыта, а "Манон" Массне, напротив, с большим успехом игралась по всей Европе. До всего этого Пуччини не было никакого дела. Либретто ему писали несколько человек, от Леонкавалло до Джузеппе Джакозы и Луиджи Иллики (потом они стали его любимыми соавторами). Герои французской галантной истории заговорили по-итальянски, и все зазвучало на мелодраматическом музыкальном языке оперы рубежа XIX и XX веков.

При этом Пуччини вообще и в частности в "Манон", сделавшей его знаменитым, не исчерпывается эстетикой итальянского веризма, но сам веризм с "Манон" стал богаче, чем мог быть без нее. В то время как автор и направление оказывали друг другу взаимные услуги, сама "Манон Леско" превратилась в драматический певучий шлягер из важных ингредиентов — любви, интриги, злости, поэзии, смерти и деликатного количества ссылок на социальную реальность (политику Пуччини оставил себе про запас).

Единственное, что было важно сделать Флимму, по его словам, это внимательно прочесть либретто и увидеть в пуччиниевской "Манон" большую кинематографичность. Что и было сделано с помощью резко контрастной черно-белой сценографии Георгия Цыпина, и дальше действие из XVIII века, уже пересказанное Пуччини музыкальным языком почти XX, легко легло на времена расцвета предвоенного кинематографа и запросто устроилось на съемочной площадке старой киностудии, о чем и повествует титр на занавесе во время увертюры.

При этом так до конца и остается не вполне ясно, мы все-таки наблюдаем за событиями на съемках (и вспоминаем "Паяцев" Леонкавалло) или смотрим кино (то одно, то другое, точка зрения постоянно меняется). Впрочем, не только это не всегда очевидно в спектакле Флимма. Здесь много деталей, вброшенных в действие щедро и без педантизма, как только может позволить себе режиссер, рассчитывающий на давнее и подробное знакомство с публикой. Но то ли мы не очень внимательны, то ли для самого Флимма прикрученность деталей друг к другу и к партитуре не так важна, как в целом мысль, ирония, ностальгия и общая атмосфера.

А она отлично удается — подведенные глаза, резкие, комические жесты драматического кинематографа, жестокие страсти нуара и даже решительные эффекты и печальные трюки, которые создает кинопленка в важных моментах, когда постановщики пользуются монтажными подсказками кинохроники, голливудского и эйзенштейновского репертуара,— не то чтобы неожиданно, но и не прямо в "Манон Леско" с Флиммом входит цирковая тема и манера, и это так же естественно, как цирк в крови не только старого кино, но и веристской оперной эстетики. И вместо режиссерской, интерпретаторской, осовремененной, концептуалистской, какой угодно еще оперы на сцене Михайловского получается нормальный веристский спектакль — с комедиантами, жестоким романом, кровью, юмором и музыкой, полной щедрых детективных интриг.

Спектакль равно пронзительный и старомодный, как диафильм или колыбельная, что и расстраивает требовательного к новациям зрителя, и украшает сцену. Концептуальность Флимма — это романтика семидесятничества, влюбленного во времена параллельного триумфа оперы и кино. И как для оперы как таковой в самых традиционалистских ракурсах, здесь принципиально важно, чтобы хорошо пели и были по-актерски выразительны, а не многоэтажная точность смысла мизансцен или почему в одной сцене есть режиссерская хлопушка, переносящая нас из кинозала к барьеру съемочной площадки, а в другой нет.

В премьерной серии — два состава, один — привозной, другой — местный, причем про второй (с Анной Нечаевой в партии Манон) очевидцы говорят с большим уважением. Зато первый очень проникновенно рассказывает историю не только любви и неудачи, но и вообще горькой актерской судьбы, а она делает спектакль еще трепетнее.

Голос Нормы Фантини не идеальный, внизу не сильный, но весь светлый, проникновенный и стилистически внятный. Последнюю сцену со всей своей гибкостью звука и живостью чувств она проводит вообще на ура. Пение Стефано Ла Коллы — героически томное и дает точную иллюстрацию веристского вокала, от кантилены до крика навзрыд, хоть он и завышает кульминации. Другие партии сделаны как хорошее обрамление главных героев, а Татарников внимательно следит за ансамблем, впрочем решительно давая оркестру возможность все густо вымазать звуком, словно киношным гримом, и быть по-настоящему в ударе в знаменитых оркестровых эпизодах.

У Пуччини Манон и де Грие — юные эльфы, легко вытаскивающие зубодробительные партии. У Флимма в составе с Фантини и Ла Коллой главные герои "Манон" — люди уже немолодые, в чем-то потухшие и неловкие, в чем-то привлекательные, особенно когда загораются, и выглядят так же крупно, как клоуны за кулисами цирка или как многие их романтические предшественники на кинопленке.

Первый спектакль Михайловского ужасно трагический не столько потому, что 15-летняя красавица никак не могла выбрать между нежными чувствами и богатством и оттого умерла, сколько из-за того, как щемяще рассказана история двух немолодых провинциальных актеров при кинематографе. Удача не слишком сопутствует им в карьере, шансов у них мало, любовь — звездный час, развлечения — смертельно опасны, а взлет и падение заложены в самой актерской судьбе, так же как в ней припрятана и возможность смерти на публике, которую легко спутать с трюкачеством. Для них весь мир — кино, ради него они готовы надеть на себя клетчатые клоунские штаны, жить и умереть, не сходя с оперной арены.

Юлия Бедерова

МинПром

Новини

23 Квітня 2025

Іноземні банки остерігаються фінансувати зелену енергетику в Україні через кризу боргів – інвестор

Нафтогаз обіцяє ще рік не підвищувати ціни на газ для населення

Деревина з РФ і Білорусі контрабандою ввозиться до Великої Британії

Зелена сталь і вуглецевий слід: ArcelorMittal озвучила свої плани до 2030 року

Україна найняла американських юристів для угоди про надра, аби не мати претензій від США

22 Квітня 2025

Європейська делегація отримала звіт про пошкодження портової інфраструктури на фоні війни з РФ

МВФ погіршив прогноз зростання світового ВВП, для України – не змінив

Індія збільшила закупівлі російської нафти до дворічного максимуму

США запровадили мита до 3521% на імпорт сонячних батарей із Камбоджі, В’єтнаму, Малайзії та Таїланду 

Південнокорейські гіганти об’єднуються для прориву в зеленій металургії

Частина держгазу, що мала б іти на потреби населення, продається бізнесу – аналітик

Шансів на відкриття банківської таємниці податковій немає – Гетманцев

Airbus на 20 років відклала випуск “зеленого” водневого літака 

21 Квітня 2025

АРМА продало російське судно майже втричі дорожче від оціночної вартості

Порт Чорноморськ підписав угоду з балтійським портом Вентспілс

Російська влада відправить на ліквідацію більшість діючих вугільних шахт на окупованому Донбасі 

ВСІ НОВИНИ ⇢