Зрителям выпали нелегкие доли

Выдающийся гитарист Джон Маклафлин, как и пристало музыканту в его почтенном возрасте, уже много лет занимается своего рода ярмаркой воспоминаний: в прошлый раз он привозил в Москву обновленную версию своего акустического проекта Shakti родом из 1970-х, теперь приехал с громкой электрической программой, опять же, очевидно, представляющей собой путешествие "по волнам моей памяти".

За два отделения концерта со сцены успели прозвучать приблюзованная "Little Miss Valley", исполнявшаяся живьем еще 20 лет назад, композиция Карлоса Сантаны (которого Маклафлин во время своего конферанса назвал "еще одним старым хиппи"), песня "Love And Understanding", записанная в 1979-м, а на бис музыканты выдали "You Know You Know" из репертуара пионеров фьюжена Mahavishnu Orchestra — группы, которая когда-то и сделала музыканта знаменитым.

Причем внутрь последней композиции, как и на недавнем концертном альбоме Маклафлина "Boston Record", были искусно вплетены едва узнаваемые цитаты из Майлза Дэвиса и Джими Хендрикса — явное указание на ностальгический характер происходящего. С обоими Маклафлин играл в 1960-е — с Майлзом много и постоянно, с Джими один-единственный раз, случайно встретившись в студии,— и именно их считает своими главными учителями и источниками вдохновения.

Вместе с тем ностальгии тоже можно предаваться по-разному, и выступление Джона Маклафлина — определенно не эссе на тему "как молоды мы были". Собственно, похоже на то, что он сам по сей день не ощущает себя пенсионером — если бы не благородная белизна волос, дать ему 70 с лишним было бы вовсе невозможно: стройный, поджарый, два с половиной часа с гитарой наперевес без малейших признаков усталости.

Техника и исполнительская точность при этом — не на, а за гранью фантастики: по легенде, в юности Маклафлин практиковался в гитарной игре, повесив себе на левую руку полотенце,— в итоге при исполнении сверхсложных пассажей он может даже не глядеть на гриф, а вместо этого, например, посылать в зал свои характерные мягкие полуулыбки. Не отстает и аккомпанирующий состав: участники его текущей группы 4th Dimension вызывают к жизни дух захватывающего фьюжена 1970-х, то есть тех времен, когда этот жанр еще означал музыку молодую и страстную, а не выхолощенное инструментальное трюкачество.

Понятно, что эпизоды, в которых клавишник Гэри Хасбанд покидает свое рабочее место и садится за дополнительную ударную установку, заранее продуманы и отрепетированы — но драйв таков, что это кажется его спонтанным, импровизированным решением. В четыре руки с номинальным ударником, индийцем Ранджитом Баротом, они вполне компенсируют отсутствие великого Билли Кобэма, с которым Джон Маклафлин играл подобную музыку 40 с лишним лет назад в составе Mahavishnu Orchestra.

Кстати, держать ритм Хасбанду приходилось не только в те моменты, когда он оказывался за установкой: во время долгой гитарно-барабанной дуэли Маклафлина и Барота в композиции "Mother Tongues" публика принялась хлопать, категорически не попадая в такт. Клавишнику пришлось вмешаться и с помощью нехитрой пантомимы показать зрителям верные ударные доли — в итоге посетители концерта на протяжении добрых пяти минут упоенно хлопали в ладоши в размере 5/4.

Заставить тысячу с лишним человек, не имеющих музыкального образования, поймать и почувствовать нечетный размер — задача не из простых, но Маклафлин сотоварищи справились с ней не единожды: ровных ритмических рисунков на протяжении выступления было совсем немного. Это, однако, абсолютно не помешало музыкантам покорить зал — каждый технически яркий отрывок неизменно встречался аплодисментами, а по окончании концерта за автографом Маклафлина выстроилась пугающих размеров очередь.

Жаль только, что официальный мерчандайз ограничивался сборником композиций маэстро в формате mp3 — ни винила, ни нормальных компакт-дисков звезды фьюжена с собой не привезли.

Лев Ганкин

МинПром

Новини

27 Січня 2023

УЗ хоче взяти в управління 25% Крюківського вагонобудівного заводу

Нідерланди передали Україні 300 тонн енергообладнання

Експорт чорного брухту з Японії скоротився на 13,6%

Поставки чавуну з України до Турції скоротилися 

Liberty Steel реалізує нові проекти з оптимізації та підвищення якості продукції

Держава припинила фінансувати видобувну галузь під час війни

Tata Steel розпочала будівництво нового міні-заводу з виробництва арматури

Прямі збитки українського бізнесу внаслідок війни сягнули 13 млрд – KSE

Російська компанія відсудила борг у Фірташа в 30 млрд руб.

JSW Steel, ArcelorMittal та НЛМК можуть викупити два заводи Liberty Steel у Бельгії

Уряд затвердив процедуру отримання дозволу на викиди

Суха Балка замінить електродетонатори на неелектричні

УЗ не планує масового списання вагонів у 2023 році

США додали суднобудівні підприємства Росії до санаційного списку

Ісландія допомагатиме відновленню енергетичного сектору України

У Польщі хочуть побудувати завод з виробництва зброї для України

ВСІ НОВИНИ ⇢