Ноги для русалки

До широкого зрителя добрался очередной лауреат "Кинотавра" — драма "Звезда", которая принесла приз Анне Меликян за лучшую режиссуру, а актрисе Северии Янушаускайте — за лучшую женскую роль.

В сравнении с совсем инфантильным дебютом "Марс" и девической "Русалкой" новая картина Анны Меликян уже чуть больше похожа на историю из взрослой, реальной жизни — впрочем, как и большинство меликяновских героинь, героини "Звезды" на реальную жизнь смотрят как бы изнутри некоего аквариума своих иллюзий. Плавающая девушка, не совсем земная, а как бы немного земноводная, вообще один из самых любимых образов Анны Меликян, а несбыточная женская мечта о красивой жизни — любимая тема, оправдывающая режиссерскую тягу к фантасмагории и экспрессионистской яркости красок.

Хотя кинотавровское жюри отметило работу только одной актрисы как более сложную и тонкую, драматургию "Звезды" образуют две равнозначные "русалки", одна из которых (Тинатин Далакишвили), совсем юная, испытывает остервенелую жажду жизни, в то время как героиня Северии Янушаускайте, которой немного за 30, имеет причины пребывать в противоположном, подавленном состоянии.

Однако в первой своей части "Звезда" больше сосредотачивается на сатирическом издевательстве над жертвами красоты, неспособными жить в том виде, в каком их создала природа. Девочка, мечтающая стать звездой, приходит на какое-то прослушивание, где, начав было читать "Белеет парус одинокий", быстро сбивается на свой коронный пунктик — признается в дефектах своей внешности. Самый трудно и дорого поправимый состоит в том, что между ногами у нее "один просвет", а должно быть четыре, налицо также оттопыренные уши, а довершают картину удручающего девушку уродства губы среднестатистической пухлости и едва обозначенная грудь.

Несмотря на столь внушительный комплект несовершенств, барышня, исполненная решимости накопить денег на их исправление, поступает на работу в ночной клуб — плескаться в аквариуме в костюме русалки. И хотя она даже плавать-то толком не умеет, а может только держаться за бортик, но все равно это настолько красиво, что покоряет сердце министерского сына (Павел Табаков), которого прельщает заманчивое предложение: "Укради для меня что-нибудь — и будешь моим парнем". Это тоже одна из примет меликяновского стиля — отношения между мужчинами и женщинами обставлены какими-то немного вычурными договоренностями, условиями и ритуалами, как полагается в сказках.

В свободное от ухаживаний за русалкой время молодой человек гнобит сожительницу отца (Андрей Смоляков), которая живет на стимуляторах, снимается с поварешкой для обложки журнала "Домашний очаг", открывает благотворительный фонд в помощь бездомным — в общем, плывет по течению (в фильме есть символичный кадр в бассейне, где героиня рассекает в блестящем купальнике, словно в чешуе), пока из-за психанувшего мужика не оказывается выброшена на мель без средств к существованию, если не считать дорогостоящей сумки, шубы и сапог, но и они постепенно отходят новой лопоухой и кривоногой случайной подружке, приютившей у себя отставную содержанку.

По мере того как младшая героиня благодаря материальной помощи поклонника приближается к своему идеалу красоты, бывшая надменная светская дама, наоборот, дрейфует в сторону от гламурных стандартов, опрощается и как бы очеловечивается. Изобразительной кульминацией этой женской дружбы становится эпизод, когда две подруги, раздевшись до трусов и вымазавшись одна красной краской, другая — синей, оставляют абстракционистские отпечатки различных частей тела на белой бумаге, и впоследствии из этого перформанса получается вполне успешная выставка.

Правда, во многом ее успех связан с ожидаемой вскоре смертью одной из художниц, и как можно было заметить еще в "Русалке", к смерти Анна Меликян относится с философским спокойствием. В "Звезде" это спокойствие дополнительно иллюстрирует эпизодический персонаж-пенсионер, которому сначала юная героиня, а потом и старшая носят творожки и энергетический напиток. Старичок собирает предметы, связанные с человеческим представлением о смерти, и вдруг пускается в рассуждения о том, что культура отличает человека от животного, после смерти которого в отличие от человека ничего не остается.

Тем самым фильм как бы получает инъекцию серьезности, но она плохо рассасывается в таком наполовину состоящем из силикона организме, как "Звезда", которую в какой-то момент начинаешь интерпретировать как историю об одиночестве человека среди двуногих животных, в основном окружающих героиню Северии Янушаускайте. Это, конечно, лишь одно из возможных субъективных впечатлений, и при таком нечетком, расплывчатом и порой капризном режиссерском подходе, какой присущ Анне Меликян, главная мысль может быть спрятана и зашифрована где угодно, например в звучащем фоном телевизионном выступлении диктора Екатерины Андреевой: "Все висит на волоске, но жизнь продолжается, а вас ждет еще прогноз погоды".

Лидия Маслова

МинПром   

Новини

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

Ціни на нафту зростають, Brent торгується вище 80 дол/барель

Black Iron оновить пропозицію щодо Шиманівського залізорудного проекту

Єврокомісія відправила в Україну ще 500 електрогенераторів

Санкції зірвали запуск найбільшого у росії заводу з виробництва скрапленого газу

На кордоні з Польщею продовжують стояти майже 4 тисячі вантажівок

ВСІ НОВИНИ ⇢