Молотки подбили итоги

Christie`s и Sotheby`s, два крупнейших аукционных дома, оборот которых составляет огромную долю глобального оборота произведений искусства, в один и тот же день отчитались об итогах прошлого года.

Одновременная публикация итогов удивляет — раньше Christie`s и Sotheby`s старались, чтобы между публикацией их итоговых цифр проходило как можно больше времени: кому ж охота, чтобы тебя сравнивали с конкурентом, да еще определяли лидера. Ведет в счете Christie`s — не впервые, да и сумасшедшая сумма $859,2 млн, полученная этим домом в один вечер торгов послевоенным и современным искусством в ноябре прошлого года, уже сняла все возможные вопросы. Однако в остальном разница между двумя суммами, опубликованными Christie`s и Sotheby`s,— $8,4 млрд и $6 млрд соответственно — выглядит не такой уж и внушительной.

Формы отчетов у этих двух компаний, частной Christie`s, с 1998 года принадлежащей французскому миллиардеру и коллекционеру Франсуа Пино, и публичной Sotheby`s, акции которой торгуются на рынке (контрольный пакет, который принадлежал американскому бизнесмену Альфреду Таубману, был раздроблен после антимонопольного скандала в начале 2000-х годов),— совершенно различны.

В частности, в итоговый оборот Christie`s ($8,4 млрд) уже включены $1,5 млрд, полученные в ходе частных сделок. Sotheby`s же пока обнародовал только итоги публичных аукционов, так что к их $6 млрд в феврале, когда компания выпустит официальный финансовый отчет, надо будет прибавить еще как минимум полмиллиарда (успехи в частном секторе у Sotheby`s все же слабее, чем у конкурента).

Впрочем, мы болеем не за успехи конкретного аукционного дома, а за судьбы мирового рынка искусства в целом. Так что уже сейчас и без окончательных цифр можем понять, что, кому и как продают на арт-рынке.

Что покупают. По-прежнему ведет — и все с большим отрывом — послевоенное и современное искусство. Чуть не вся десятка самых дорогих работ года попадает в этот раздел. Во главе — Пол Ньюман, Фрэнсис Бэкон, Энди Уорхол (все проданы на Christie`s, общий оборот дома в разделе $2,8 млрд, что на довольно немыслимые 39% больше прошлого года).

Почему Фрэнсис Бэкон дороже Рембрандта — на эту тему существует множество объяснений. От прагматичного, что подлинность работы живого или недавно умершего автора подтвердить легче, чем того, что умер полтысячелетия назад, до социологического и психологического (что нынешнего покупателя искусства, человека дела, привыкшего к жестким реалиям современного мира, прелестями пожелтевшего лака уже не пробьешь) и конспирологического (что цены на эти имена искусственно поддерживает, в целях личного обогащения, группа американских арт-дилеров). Как бы то ни было, это так и будет: искусство второй половины ХХ — начала ХХI века в виде списка из двадцати-тридцати имен художников, в основном уже умерших, и далее продолжит возглавлять рынок.

На втором месте по оборотам импрессионисты и модернисты. Тут преимущество у Sotheby`s ($1,4 млрд, рост на 26,7%) и модернистов. Продажа картины Эдуарда Мане за $65 млн Музею Поля Гетти (Christie`s) — счастливый случай и исключение, а скульптур Джакометти и Модильяни за $100 млн и $70 млн — норма (Sotheby`s). Следующие по объемам спроса — драгоценности и часы, более понятные новым покупателям инструменты инвестиций.

Все эти тренды будут работать и дальше. Однако, кажется, уже имеет смысл перестать делить рынок по старинке "по горизонтали", на разделы по именам и эпохам. И начать вместо этого делить его "по вертикали", отсекая любые выдающиеся и, соответственно, дорого оцененные вещи, например, дороже $5-7 млн, в отдельный раздел. Аукционные эксперты не дураки, и хотя, конечно, промашки с эстимейтами случаются (слишком дорого оценивать работы аукционщиков обычно вынуждают владельцы вещей),— они, как правило, ясно представляют себе, что продают — дорогостоящий шедевр или проходную вещь.

Так вот, все произведения, попадающие в секцию "шедевр" или "топ-цена" (на языке арт-рынка это одно и то же), не важно, это будет здравствующий Герхард Рихтер или давно почивший Вермеер, неизбежно продаются — потому что их неизбежно покупают, независимо от собственных эстетических вкусов, богатые люди по всему миру.

Согласно выводам практически всех финансовых аналитиков, число сверхбогатых людей в мире растет. И кажется тем быстрее, чем более нестабильной делается глобальная экономика. Именно эти люди становятся покупателями искусства, любых качественных произведений в любом разделе, и таких "новых покупателей" все прибывает, в прошлом году их было около 30% на Christie`s и 25% на Sotheby`s.

Покоя на планете в ближайшее время не ожидается — и значит, эта тенденция к сверхдорогим покупкам искусства будет нарастать. Кроме того, нередко состояния на финансовых рынках сегодня делаются на основе компьютерных суперпрограмм и теории больших чисел, тут главное следить за графиками, а что продается и покупается, совсем не важно. И искусство (в частности, современное искусство, ведь для финансовых спекуляций нужны большие объемы и быстрые обороты, а также хорошие цены) вполне подходит как объект.

Если говорить о традиционных покупателях — по-прежнему больше всего покупают американцы (на Christie`s на их долю приходится 38% продаж), все отмечают также азиатских, в частности китайских, и русских клиентов. Причем спрос с их стороны все более смещается с китайского и русского искусства соответственно на искусство интернациональное, продающееся на международных торгах.

Именно публичные торги продолжают оставаться основой бизнеса обоих домов. Christie`s и Sotheby`s сегодня проводят их чуть ли не в любой точке мира, включая Ближний Восток, Индию и Китай (но не Россию). Невероятный рост показывают онлайн-торги (у Christie`s оборот здесь вырос за год на 54%). Именно отставанием в этом разделе вызвано общее отставание Sotheby`s. Если запускающийся совместный проект этого дома с компанией eBay пойдет успешно, Christie`s придется отстаивать свою гегемонию в условиях жесткой конкуренции. Психологический барьер при покупках на интернет-торгах уже перевалил за $2 млн, что, скорее всего, лишний аргумент в пользу теории о все возрастающей активности на арт-рынке финансовых спекулянтов.

Все аукционные дома продолжают развивать отделы частных продаж, где эксперты аукционного дома выступают в роли арт-дилеров. Этот метод работы, за который аукционные дома, нарушая столетние традиции, лет пять назад взялись со всем присущим себе рвением, чуть не свел в могилу многие антикварные галереи. Впрочем, сейчас антиквары, кажется, вернули себе многих клиентов — наверное, сотрудникам домов-монстров все же иногда не хватает терпения и такта.

Все эти тренды вполне могут измениться. Скорее всего, именно это предвещает происшедшая в конце прошлого года смена руководства в обоих аукционных домах. Ушел и суперуспешный Стивен Мерфи, приведший Christie`s к прекрасным результатам 2014 года, и Уильям Рупрехт, осыпанный акционерами Sotheby`s упреками за вялую и не соответствующую современным требованиям политику.

Татьяна Маркина

МинПром 

Новини

24 Грудня 2023

Криворізький залізорудний комбінат знизив виробництво аглоруди на 26,1%

ДТЕК розглядає можливість будівництва міні-АЕС на заміну ТЕС

Загальні інвестиції в інфраструктуру дунайських портів вже склали близько 100 млн дол

В Україні зареєстрували три нових індустріальних парки

Світова виплавка чавуну зросла на 0,1%

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

ВСІ НОВИНИ ⇢