Духовные кантаты и светские радости

В Большом зале консерватории контратенор Андреас Шолль спел две кантаты Баха в честь 330-летия композитора вместе с оркестром Musica Viva Александра Рудина. Шолль — икона стиля барочной музыки и поп-легенда одновременно. 

Когда Шолль после Увертюры-сюиты Телемана в исполнении рудинского оркестра Musica Viva вышел на сцену, полный зал встретил его не просто овацией — послышались больше привычные рок-концерту, чем консерватории, присвист и восторженный гул, партер аплодировал, подняв руки над головой.

Публика, как могла, соответствовала своим представлениям о герое, давая ему понять, что перед ним не одни только засохлики из числа филармонических специалистов-барочников — здесь половина современного города, поклонники жанра crossover, американского минимализма, world music и изысканной сердечности нью-эйджа ранних 1990-х.

Удивительно, но Андреас Шолль, занявший одну из первых строчек в мировой контратеноровой табели о рангах больше 20 лет назад, впервые выступил в Москве с сольным концертом. А такого рода дебюты здесь уже редкость.

Всего-то две кантаты Баха, две лаконичные музыкальные проповеди — и Шолль показал все лучшее, что умеет. Лишенный особой оперной силы, особенно в среднем и скромном низком регистре, голос певца звучал как на картинке — с безупречным и нежным легато, с притягательной мягкостью, прозрачностью ласкового и ровного тембра. Немногим доступное сочетание в звуке бархатной неги с кристальной чистотой — уникальное свойство голоса и техники Шолля, за которое ему приходится платить возможностями объема и диапазона.

При этом стилистически и технически все так стройно, что, кажется, вокруг этих строго ограниченных по силе, краске и диапазону звучаний просто ничего нет и не может быть. Шолль совершенно завораживает своей сдержанной лирикой. И хотя в его арсенале знаменитые интерпретации культовых партий барочной оперы во главе с генделевским Юлием Цезарем, в драматичном оперном блеске барокко он кажется камерным исполнителем или по крайней мере таким, какой держит камерную линию несмотря ни на что.

В кантатах Баха Шолль звучит наследником не итальянской музыки, а немецкой камерной школы вплоть до традиции романтической lied, хотя это и хронологический казус. Впрочем, в пении Шолля становится слышно, как Шуберт ведет свою родословную от Баха (так же действуют баховские интерпретации Фишера-Дискау, в том числе исполненная Шоллем кантата "Ich habe genug"), а Бах, в свою очередь, занимает почетное место среди фаворитов эпохи new age music — и все становится на место.

Против филармонических традиций в их лучшие дни в программках этим вечером не было текстов кантат, иначе слушатели, не знающие немецкого, могли бы не только топить свои грусть и радость в сумрачно-светлых озерах вокала, но и следить за связями звука и слова, к которым Шолль внимателен. С другой стороны, главная музыка всей программы кантата "Ich habe genug" (здесь — версия для сопрано) — стопроцентный шлягер, и общий поэтично трагический тон ее сам по себе делает смысл более или менее ясным.

Но все-таки жаль: многие помнят, как совершенно хрестоматийные баховские "Страсти по Матфею" с Филиппом Херревеге еще в старом БЗК из-за того, что у всех перед глазами оказался полный текст на двух языках — хотя и не только поэтому, стали особого рода службой, воспеванием культуры, перестав быть просто концертом.

Здесь такого эффекта не было: главными остались красивый голос и его элегантно проникновенное звучание, а Musica Viva, самый авторитетный в Москве ансамбль среди исполнителей барокко и раннего классицизма, создал Шоллю достойное обрамление, но не только. Две инструментальные партитуры, каждая из которых предваряла кантату, прозвучали с фирменной рудинской протестантской пылкостью и стилистической аккуратностью.

Особенно Гендель, открывавший вторую часть концерта. После того как первое отделение с Телеманом и кантатой "Vergnugte Ruh, beliebte Seelenlust" оставило впечатление холодновато-сентиментальное, здесь все вдруг ожило и засветилось. В театре такой эффект в пронзительных моментах случается, когда по стенам по-рождественски начинают бегать волшебные огни. Так и тут ансамбль и его солисты (Владислав Песин, Александр Рудин, Татьяна Федякова) звучали так, что партитура и зал как-будто вместе задышали и к первым звукам кантаты "Ich habe genug" уже были готовы на все.

Программа фестиваля "Опера априори" в нынешнем году выглядит не так монументально, как в прошлом: против пяти концертов первого фестиваля второй предлагает три, и баховская программа Шолля имеет все шансы стать главным фестивальным событием. Но и другие два концерта цикла будут примечательны.

23 апреля "Реквием" Вячеслава Артемова в память о 100-летии геноцида армян в Османской Империи исполнят Юрловская капелла, Асмик Папян, Нина Минасян, Арсен Согомонян и другие. А 3 июня в программе "Милый друг" к 175-летию Чайковского из его писем и музыки примут участие Российский национальный оркестр, Михаил Плетнев, сопрано Анна Самуил и Зоряна Кушплер, а также Алла Демидова (Надежда фон Мекк) и Данила Козловский в роли Чайковского — чем не сенсация.

Юлия Бедерова    

МинПром

Новости

24 января 2022

Интерпайп намерен увеличить экспорт пассажирской ж/д продукции

Интерпайп в 2021 году увеличил продажи премиальной трубной продукции на 56%

Норникель перевыполнил планы по производству металлов платиновой группы

Украина решила стать главным поставщиком зеленого водорода в Европу

Запасы газа в ПХГ Украины упали ниже 40%

УЗ должна прежде всего инвестировать в ремонт путей, а не покупку новых вагонов

Японский экспорт черных металлов вырос впервые за 8 лет

Европа получит рекордные объемы СПГ

ДТЭК законтрактовал еще 4 партии угля из США и Колумбии

Железорудные сырье и окатыши дорожают по всему миру

В Бразилии после резкого подъема ожидают спада на рынке стали

Antofagasta снизила выпуск меди

Сербия аннулировала лицензию Rio Tinto на литиевый проект Jadar

Indian Steel Association призвала правительство страны защитить внутренний рынок стали

Украина может привлечь 2,5 млрд долл инвестиций благодаря индустриальным паркам

В мире вырос спрос на никель

ВСЕ НОВОСТИ ⇢