Что сулит украинцам будущая налоговая реформа
Глава Минфина Наталия Энн Яресько анонсировала на своей страничке в «Фейсбуке» новую налоговую реформу. Проект ее ведомство планирует предоставить в начале сентября. В данный момент налоговая реформа в процессе разработки, причем, по данным «Вестей», разрабатывает его Илья Несходовский из «Реанимационного пакета реформ» в тесном сотрудничестве с юрфирмой OMP. «Министерство прорабатывает потенциальное влияние разных налоговых моделей на экономику и бюджет страны», — написала министр, не особо вдаваясь в подробности.
Будучи премьером, Арсений Яценюк несколько раз перезапускал налоговую реформу. Первый раз, летом 2014-го, появились идеи сократить НДС (7% и 17% вместо 20%), Единый соцвзнос (с 36,77% до 18%), а вместо четырех социальных фондов (по безработице, страхового, потери трудоспособности, инвалидности) создать единого «монстра». «Под выборы» идея эволюционировала, и в декабре Рада приняла закон, якобы сократив 22 налога до 9. На самом деле убрали только четыре малозначимых сбора, остальные механически объединили с уже существующими, поменяв название, но оставив базы налогообложения. Например, фиксированный сельхозналог перекочевал «под крышу» единого налога.
Сейчас Яресько обозначила четыре главных тезиса будущей реформы, «Вести» обсудили эти идеи с экономистами.
Уменьшение налоговой нагрузки на зарплаты
Предыдущие предложения касались уменьшения (или вовсе ликвидации) Единого социального взноса (ЕСВ), составляющего около трети зарплаты. Главный аргумент «за» — уменьшается налоговое давление, «против» — придется искать компенсаторы, например, увеличивать налог на доходы физлиц (НДФЛ), сегодня он составляет 15%. По словам экономистов из общественной платформы «Нова країна», если МВФ и согласится на снижение ставки ЕСВ, без компенсации не обойтись, иначе будет наращиваться дефицит госбюджета. Кстати, еще весной экс-глава Госфискальной службы Игорь Билоус уточнял: оба эти налога, НДФЛ и ЕСВ, не должны занимать более 30–33%. А ведь кроме них украинцы платят военный сбор — прибавляем к общей цифре 1,5%. «НДФЛ — бюджетообразующий налог для территориально-административных единиц, более половины их налоговой доходной базы. Устраним ЕСВ — и получим ситуацию, при которой человек даже заболеть законно не сможет. То есть без потерь бюджета уменьшить нагрузку на зарплатный фонд невозможно, — считает экономист Руслан Бортник. — Но выход есть: нужно детенизировать рынок труда, где 60–70% просто спрятано, разрабатывать инструменты поощрения для работодателей — так сможем постепенно уменьшать налоговую нагрузку».
Упрощение налогового законодательства
Кабмин «продавил» пакет налоговых изменений в Раде 28 декабря, подавая уменьшение численности налогов и сборов, как «настоящую налоговую революцию». «Но авторы забыли упомянуть, что налоги объединили и сгруппировали», — считает нардеп Оксана Продан. «Украина и так уже входит в десятку стран с наименьшим количеством налогов. И что, бизнесмену или наемному работнику стало легче дышать?
С точки зрения МВФ реформа как бы выполнена, на деле приняли фасад. Не решен главный вопрос: презумпция невиновности налогоплательщика, — считает экономист Александр Охрименко. — В мире существует правило, что плательщик налогов является невиновным, пока в суде не доказано обратное. У нас представитель Госфискальной службы выписывает акт и все, человек должен доказывать в суде, что невиновен».
По мнению Бортника, упрощать систему все-таки возможно — если оставить 4–5 основных налогов. Хоть это «не сработает», если ГФС не повысит качество своей работы. Прежде всего, имеется в виду необходимость уменьшения власти службы, которая не должна проводить какие-либо проверки (а также устраивать «маски-шоу»).
«Ее функция — лишь собирать отчеты. Проверять должно либо подразделение МВД, либо отдельная полиция, но лишь после объявления судом подозрений, — считает эксперт «Фонда общественной безопасности» Юрий Гаврилечко. — А сейчас ГФС — монстр, который сам себе пишет законы и инструкции, собирает и администрирует средства, проверяет себя и за собой же присматривает».
Создание равных возможностей для всего бизнеса
Яресько расшифровала этот пункт, как выведение из тени одних отраслей и ликвидацию неоправданных льгот для других. На деле, по мнению экспертов, речь идет об отмене системы упрощенного налогообложения. «Подчиненные Яресько постоянно декларируют такие намерения, мол, это не приносит денег в бюджет — взамен хотят создать единую централизованную систему налогообложения, одинаковую для всех, — считает Руслан Бортник. — Но нельзя давать одинаковые правила на стометровке для Хусейна Болта (известный бегун) и бегуна-паралимпийца. Большой, средний и малый бизнес нуждаются в разных правилах, и у олигарха и торговца китайским импортом с рынка должны быть разные налоги».
По мнению экономистов, речь идет о попытке сократить систему налогообложения за счет ликвидации системы льгот разного уровня для малого и среднего бизнеса. Предприниматели активно выступают против таких шагов (в Комитете защиты прав предпринимателей «Вестям» даже заявили, что готовы к акциям протеста).
«Есть и правовой аспект. «Выбеливать» бизнес сложно, ведь если вывести его из тени, на следующий же день его попросту «отожмут» — людей с оружием в стране достаточно. В условиях хаоса реформа не сработает, — считает Охрименко. — Самое интересное, что Кабмин запланировал рост доходов за счет «выбеливания» бизнеса в 2,5 раза — это абсурд, но вполне в духе МВФ, они такие нелепицы любят».
Стабильность и предсказуемость налоговых законов
Последний пункт одобрили абсолютно все опрошенные эксперты. Более того, подчеркивают необходимость закрепить законодательство на пять, а то и десять лет законодательным актом.
«Президент, как гарант Конституции, или Верховная Рада отдельным законом должна бы ввести мораторий: Налоговый кодекс не должен меняться в течение ближайших десяти лет. Ни к лучшему, ни к худшему — вообще, — считает эксперт Юрий Гаврилечко. — Ведь бизнес может приспособиться к любым условиям, кроме постоянных перемен и хаоса».
Еще одно предложение, которое высказывают эксперты, — закрепить нерушимость законов «общественным договором» между правительством и профильными организациями: украинской, европейской, американской бизнес-ассоциациями.
«Нарушение этого общественного договора можно было бы оспаривать в гражданско-правовой системе. Тогда каждый новый состав Кабинета министров просто побоится менять законодательство под себя, как флюгер», — резюмировал Руслан Бортник.
Тарас Козуб
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram