От судьи не уйдешь

В прокат вышел очередной фильм Вуди Аллена "Иррациональный человек", главные роли в котором сыграли Эмма Стоун и Хоакин Феникс. Историю про профессора философии, начитавшегося Достоевского и решившего прихлопнуть городского судью ради всеобщего блага, посмотрела ЕЛЕНА КРАВЦУН.

Многим новые фильмы Вуди Аллена с каждым разом кажутся все скучнее, но он прилежно продолжает их строгать по одному в год. Сатиры на интеллект в его новой картине явно недостаточно, чтобы отнести ее к трагикомедии, да и неловкое убийство не делает из ленты детектив. В центре сюжета любимый алленовский типаж: мятущийся интеллигент, блестящий ум, но с перегоревшей душой, профессор философии Эйб Лукас (Хоакин Феникс). Он сохранил черты былого обаяния, но успел нарастить и уютный животик, и слои цинизма.

Хуже всего то, что ему скучно жить. Эйб только едет устраиваться на работу в уездном колледже, а слава алкоголика, соблазнителя юных студенток и героя-любовника уже бежит впереди него. В самом зачине он напоминает писателя Хэнка Муди из "Блудливой Калифорнии", когда тот на своем Porsche подруливал к кампусу и развязно преподавал литературу. Но чем дальше разворачивается сюжет, тем понятнее становится, что Эйб вовсе не открытый хулиган и что большинство сплетен о нем — романтизированные легенды. Сам он на них отвечает так: "Слухи заполняют пустые сердца".

Дело своей жизни, философию, Лукас открыто называет словесной мастурбацией, коллеги вокруг думают, что он живет в своем мире, и решают не мешать. Разочарованному в жизни профессору, подверженному депрессиям, только и остается общаться с замужней коллегой — химичкой Ритой Ричард (Паркер Поузи) и Джилл Поллард (Эмма Стоун) — студенткой, которую стоило однажды похвалить за эссе по Канту, как она сразу и влюбилась. Причем тут надо отдать должное Эйбу, он пытался отделаться от поклонниц платонически. Но обе дамы, будучи в серьезных отношениях, сами начинают на него свой крестовый поход, пытаясь закрыть свои гештальты.

Рите хочется быть чьей-то музой — весьма распространенное желание среди дам всех возрастов, начитавшихся биографий великих людей. Она пытается бутылкой редкого виски и жарким сексом побудить Эйба к написанию книги, а потом, глядишь, и сбежать от мужа с ним в Испанию. У рыжеволосой Джилл вешаться на профессора резон другой. Ей кажется, что, находясь рядом с ним, силясь понять его неординарные суждения, она и сама поднимается над обычными людьми, становится оригинальной, не такой, как все, зря что ли она играет Баха и любит старомодную поэзию.

Ей хочется быть спасительницей, той, что вытянет его из пучины экзистенциального кризиса. Но на все ее улыбчивые потуги, прямо скажем, невеликие — например, вечеринка с игрой в русскую рулетку еще никого не делала счастливым или клишированный поход в луна-парк,— Эйб отвечает мудрено: "Я забыл, зачем живу, потом вспомнил — и сам себе не поверил". На самом деле не вспомнил, потому что не знал.

Единственным, кто приблизился к истинному пониманию жизни, у Лукаса оказывается Федор Достоевский — на этом месте русскому зрителю можно и погордиться, но недолго. Внезапно профессору подворачивается случай проверить "тварь ли он дрожащая". Подслушанный в кафешке разговор о местном судье, который выносит противозаконные решения и ломает судьбы, становится судьбоносным для самого Эйба. Его эврика приходит к нему в виде плана убийства чиновника, которое представляется ему, теоретику, делом во сто крат практичнее, чем все философские статьи. Запах крови восстанавливает ему разом аппетит, потенцию и настроение.

Казалось, мало что может спасти этот довольно предсказуемый фильм Аллена, но спасает его музыка, всегда играющая у режиссера важную роль. На этот раз основной темой стала "The In Crowd" Рэмси Льюиса 1965 года, именно ее блюзовый ритм придает повествованию хоть какую-то динамику. Аллен показывает Эйба Лукаса одновременно привлекательным и отталкивающим. Здесь он особенно верен нуар-эстетике, идущей от Хичкока. Однако в целом персонаж его настолько неловок, что в трагическом финале вызывает, как ни странно, смех.

Режиссер то ли постеснялся, то ли пожадничал дать Хоакину Фениксу достаточно материала, чтобы тот сумел превратить Лукаса в мыслителя, убедительно цитирующего Хайдеггера, а не в размазню, что мы видим на экране. Весь фильм напоминает скорее эскиз, чем законченную работу. В конечном счете Вуди Аллен исповедует простейшую, но исправно работающую теорию: не рой другому яму, сам в нее попадешь. Возможно, даже не фигурально.

Елена Кравцун

МинПром

Новости

25 января 2022

МВФ уже в феврале может пересмотреть программу для Украины

Угроз для стабильности экономики нет – Шмыгаль

24 января 2022

Турция установила рекорд по выплавке стали

Французская Nova Met построит в Гавре новый завод по переработке алюминиевого лома

Раду просят отказаться от введения в Украине экономического паспорта

Goldman Sachs прогнозирует рекордные цены на газ

ДТЭК приобщился к инициативе ВЭФ по созданию показателей капитализма заинтересованных сторон

Нафтогаз Украины намерен возобновить импорт газа

НКЦБФР ожидает в 2022 резкого роста инвестиций

Интерпайп намерен увеличить экспорт пассажирской ж/д продукции

Интерпайп в 2021 году увеличил продажи премиальной трубной продукции на 56%

Норникель перевыполнил планы по производству металлов платиновой группы

Украина решила стать главным поставщиком зеленого водорода в Европу

Запасы газа в ПХГ Украины упали ниже 40%

УЗ должна прежде всего инвестировать в ремонт путей, а не покупку новых вагонов

Японский экспорт черных металлов вырос впервые за 8 лет

ВСЕ НОВОСТИ ⇢