Фонд династий
В деловом квартале "Романов двор" проходит выставка исторических фотографий "Августейшие особы". О том, как международная монархия регулярно выходила в русский и советский народы, рассказывает ЕКАТЕРИНА ИСТОМИНА.
Фотографическая экспозиция развернулась на сочных оперативных просторах внутреннего двора-каре "Романова двора": 24 черно-белых и цветных снимка, прочно прикрепленных к билбордам, дышат свежим московским воздухом. "Августейшие особы" имеют и величественного архитектурного соседа: буквально рядом с экспозицией священно колосится церковь Знамения иконы Божией Матери, отреставрированная, краснокирпичная, нарядная постройка 1691 года (церковь является частью выставочного двора).
Таким образом, всей композиции летнего светского формата open air удается добиться возвышенного облика. Разномастные лики монархов — от королевы Нидерландов Беатрикс II, принцессы Дианы, королевы Дании Маргрете II до более древних коронованных особ Европы (королева Виктория, принц Уэльский Эдуард, цесаревич Николай Александрович с невестой Алисой Гессенской, в будущем замужестве — Александры Федоровны) — смотрятся в столь парадных старомосковских декорациях к месту.
"Августейшие особы" не претендуют на историзм или какую-либо вообще законченную и оформленную правду. Это выставка светских, любопытных и, самое главное, репортажных фотографий. Короли и королевы, принцессы и принцы, а также примкнувшие к ним не позируют специально: камера схватывает их в различных обстоятельствах. Вот королева Нидерландов Беатрикс II в увесистом платье из синей ткани с люрексом, с мощной парюрой из бриллиантов и сапфиров получает букет ромашек и зеленой листвы из рук художественного руководителя Малого театра Юрия Соломина. В 2001 году королева прибыла в Россию не одна, а с труппой легендарного Нидерландского национального балета, который дал несколько спектаклей в Малом театре.
На следующем снимке — красиво упитанная принцесса Норвегии Марта Луиза, совершенно невероятно похожая на дочь первого президента России Бориса Ельцина Татьяну Юмашеву, презентует свою книгу "Духовный пароль": фотограф ТАСС Зураб Джавахадзе снял наследницу северного трона в Москве в 2012 году. Рядом тогдашний король Испании Хуан Карлос беседует с коллегой — королем Бельгии Альбертом II (Мадрид, 1994). Монархи удивительно схожи друг с другом: и историческими костюмами, и увесистыми регалиями, и очень длинными и извилистыми, по-настоящему аристократическими носами, и даже сверкающими залысинами. Впрочем, бельгийский монарх носит очки.
Британская культовая "принцесса сердец" Диана представлена в "Романовом дворе" сразу двумя снимками. На первом она (элегантный белый костюм в клетку, огромная сумка Chanel, золотые часы Cartier, кольцо с овальным кашмирским сапфиром Garrard) по-девичьи смущенно входит в Белый дом. Но только не американский, а наш, российский Белый дом: русская охрана влюбленными, растаявшими мужскими глазами провожает Диану внутрь (Москва, 1995). Вторая фотография глянцевого семейного характера, на ней красавица Диана в свободной белой рубашке со своими сыновьями.
Семилетний принц Уильям, ныне и сам дважды успешный отец, вцепился в материнское плечо, а до сих пор холостой принц Гарри (на фото — в возрасте пяти лет), напротив, стремится вырваться из родительских объятий. Секция молодежных монархов представлена, во-первых, принцессой Шарлин Линетт Уиттсток, супругой суверена Монако Альбера II Гримальди: уроженка Южной Родезии, чемпионка ЮАР по плаванию провела мастер-класс для детей в бассейне спортивного комплекса "Олимпийский" в Москве в 2013 году.
И во-вторых, герцогиней Кембриджской Кэтрин, супругой принца Уильяма: фотограф ТАСС Валерий Шарифуллин схватил взволнованное лицо британской красавицы с каштановыми волосами во время турнира по спортивной гимнастике в рамках XXX летних Олимпийских игр в Лондоне (2012).
Кстати, современные монархи обращались не только к народу Российской Федерации, но и к народу всего Советского Союза — и об этом повествует фотография, сделанная собкором ТАСС Николаем Малышевым в 1984 году. На черно-белом групповом снимке — королева Испании София во время посещения Московского хореографического училища. Советский балет, как и советские ракеты, а также перекрытый Енисей, был впереди планеты всей: директор МАХУ, народная артистка СССР и член ВКП(б) с 1942 года Софья Головкина приветствует испанскую королеву в жемчужном ожерелье.
Софье Головкиной помогает отряд малолетних балерин, отчаянно худых, но отчаянно улыбающихся. Одиннадцатью годами ранее герцог Эдинбургский принц Филипп внимательно осмотрел экспозицию Оружейной палаты в Кремле, что отразилось на снимке тассовца Валентина Соболева. Супруг Елизаветы II пассионарно указывает рукой на русскую императорскую позолоченную карету и что-то рассказывает советской женщине-экскурсоводу, возможно, выдает некую семейную тайну.
О том, что британской монархии есть что рассказать о канувшей монархии русской, говорит и известнейший снимок, сделанный в Кобурге в 1894 году. Это фотография помолвки цесаревича Николая Александровича, чья напряженная фигура в котелке между тем расположена вовсе не в центре кадра. А в центре — щекастая "бабушка всей Европы", долгоигравшая британская королева Виктория, окруженная бесчисленными аристократическими отпрысками в мехах, шляпах, офицерских мундирах.
Флагманским же снимком "Августейших особ" следует признать фотографию Александра Неменова и Валерия Христофорова (ТАСС), сделанную в аэропорту Внуково-2 в 1994 году. Вице-премьер правительства Российской Федерации Олег Сосковец, одетый в свирепый плащ объема кавказской бурки, только что встретил британскую королеву Елизавету II. Королева с пестрым букетом, в маленькой норковой шубке, с сумочкой медленно проходит вдоль почетного строя отборных российских солдат и смотрит на них на удивление привычно — как будто на своих собственных.
Екатерина Истомина
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram