Театр на ощупь

На "Фриндже", самом большом театральном фестивале в мире, публике надо быть готовой ко всему: тем, кто привык, что в театре можно устроиться в полутемном зале и безопасно вздремнуть, в столице Шотландии в августе делать нечего.

Описание одного из спектаклей обещает, что за зрителями будет гоняться девушка с ножом — я лично не решился на такой эксперимент. А в поисках паратеатральных приключений решил сначала ограничиться спектаклем компании "Верити стэнден" под названием "Объятие". Перед началом всех пришедших просят оставить при входе сумки, положив в них телефоны и очки.

После окончания, в свою очередь, попросят положить в коробку деньги сколько не жалко: спектакль играется в ежегодной программе "Форест Фриндж", известной тем, что представления в ней даются совершенно бесплатно, потому что они альтернативны до такой степени, что брать заранее у зрителей деньги небезопасно.

Стулья по залу расставлены в беспорядке, порядок же здешний заключен в том, что, выбрав стул, нужно завязать глаза повязкой и не подглядывать. Сначала абсолютную темноту ничего не нарушает, потом раздается шорох шагов, очевидно, в зал входят люди. Спустя минуту они начинают тихо петь а капелла, потом пение становится все громче, потом обрывается, но прямо около себя ты слышишь дыхание, до тебя дотрагиваются чьи-то руки, поднимают тебя, поворачивают и просят обнять того, кто стоит рядом.

Пение актеров, сглаживая известную неловкость происходящего, то стремится куда-то к высям хорала, то спускается к лирической жалостливости, да и интимность объятия меняется — от вежливой танцевальной позы до действительно крепкого объятия с поющей (или поющим). Но вот и пение кончается, остается только громкое дыхание невидимого партнера.

Длится этот тактильный театр, кажется, не более четверти часа, потом все идет в обратной последовательности — тебя сажают на стул, истекает звук, затихают шаги, и через минуту можно развязать глаза. Интересно было бы поговорить с актерами: как они договариваются, кто к кому из зрителей подходит, что чувствуют сами, каково оставаться анонимами.

В спектакле "Деньги" публике, напротив, следует смотреть во все глаза — во-первых, потому, что представление проходит в пышном историческом зале Городской палаты Эдинбурга, а до этого его можно было увидеть даже в британском парламенте. Во-вторых, потому что нас просят быть свидетелями. Компания "Калейдер" специализируется на создании игровых моделей, в которых зрители сами становятся исполнителями ("participatory theatre" называется).

Публика в "Деньгах" между тем поделена на две части: одни, честно заплатив за билет, образовали банк наличных денег, лежащих на столе в центре комнаты, другие же, пришедшие, подобно гостям шоукейса Британского совета, бесплатно, рассаживаются подальше от стола с деньгами. Задача первых — за полтора часа прийти к единогласному инвестиционному решению и подписать документ. Роль вторых — безмолвно наблюдать за честностью первых. Если же у кого-то из свидетелей нет сил молчать или вдруг появляется интересная идея, можно, положив на стол £10 и звякнув старинным колокольчиком, присоединиться к кружку бенефициаров.

Через полтора часа, когда электронное табло с обратным отсчетом времени показывает нули, в зал возвращается строгая дама и просит показать вердикт. (По правилам, если договориться не удалось, деньги переходят участникам следующего сеанса.) В моем случае застольное решение вышло отличным: вкладчики решили отказаться от призрачного соблазна получить прибыль и передали деньги в благотворительный фонд.

Но все-таки это не самое важное — не потому, что сумма невелика, а потому, что проект, разумеется, сделан не о деньгах, а о механизме принятия коллективных решений и спонтанной коллегиальности. Что касается механизма выполнения решения вкладчиков, то тут остается лишь надеяться на честность компании "Калейдер".

Подставляя на свое место каких-нибудь московских обывателей-театралов, после многих спектаклей "Фринджа" так и слышишь недоуменные возгласы: "Это не театр!" По окончании перформанса "Струнный хор" компании "Реклес слиперс" эти выкрики были бы, наверное, особенно возмущенными. Пять красивых молодых женщин в строгих черных платьях минут сорок занимаются тем, что распиливают ножовками пять приготовленных для них стульев. Истово и сосредоточенно, принимая все более неудобные и даже опасные позы, они отпиливают кусок за куском — сначала от ножек, потом от спинки, потом на дрова идут и сиденья.

Впрочем, в способе уничтожения мебели проявляется разница и характеров, и темпераментов актрис, хотя между ними нет соревнования, а к общей цели они приходят одновременно. Когда же по окончании каждого этапа работы они вдруг застывают, спокойно и победоносно глядя в зал, становится даже не по себе. В общем, красиво пилят, достойно и незабываемо — далеко не каждый "Гамлет" или "Вишневый сад" так отчетливо запомнишь.

Роман Должанский

МинПром

Новини

25 Квітня 2024

Бразилія запроваджує квоти на імпорт 11 видів сталевої продукції

Україна отримає €380 млн на підтримку відновлюваної енергетики

Данія може інвестувати у портову інфраструктуру України

Три чверті роботодавців відчувають дефіцит кадрів

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

ВСІ НОВИНИ ⇢