Худрук ансамбля танца им. Вирского Мирослав Вантух: Талантливых, но некрасивых не беру!

Бессменный руководитель самого знаменитого танцевального коллектива страны рассказал о правилах приема в ансамбль, общении с мировыми политиками, успехе украинских красавиц за границей и многом другом.
"Я танец чувствую кончиками пальцев"
– Мирослав Михайлович, вы пришли в ансамбль 35 лет назад, в 1980 году, спустя пять лет после смерти Вирского. Как вас встретил коллектив?
– Меня приглашали работать в Киев еще в 1975 году, сразу после смерти Павла Вирского, – за мою кандидатуру ратовал сам Щербицкий, но я отказался, потому что не хотел оставлять во Львове коллектив, который создал.
Помню, меня вызвали в Киев на беседу в Минкульт, а я сказал: "Не хочу ходить по Крещатику с опущенной головой – после Вирского я боюсь идти работать". Они тогда рекомендовали другого хореографа, он проработал чуть больше года, затем еще кого-то поменяли…
В 1980-м я пришел в коллектив четвертым руководителем за пять лет. А через три месяца работы на меня поступила первая в моей жизни анонимка, где было написано, что я – бандеровец и националист, что разговариваю на украинском языке, что я бездарный и неспособный работать в коллективе и т.д.
Когда принял ансамбль, коллектив был избалованный – больше говорили, чем могли показать. Да и по возрастному цензу немного староват, а я считаю, что балет – это творчество молодых.
Но мы все пережили. Я в коллективе уже 35 лет, а в хореографии – все 55. Танец чувствую кончиками пальцев и этим живу без перерывов на выходные.
"Мне 101 раз предлагали остаться за границей"
– Говорят, вы со многими сильными мира сего на короткой ноге?
– Мы с ансамблем Вирского в 80 странах мира побывали. На наших концертах дважды присутствовала королева Великобритании Елизавета II. Королева Дании даже за кулисы пришла и затем пригласила к себе в резиденцию. Дэн Сяопин в Китае со всеми членами политбюро был в оперном театре, а после я с ним чай пил. Фидель Кастро трижды видел наше шоу, Жак Ширак… Чаушеску с женой был у нас на концерте в Бухаресте в самом большом Дворце культуры в мире, который он сам построил.
– А кто еще из особ королевской крови вас принимал?
– Принц Альберт. Мы были в Монако трижды, и каждый раз он присылал за нами чартер. Первый раз мы выступали на открытии чемпионата мира по большому теннису в знаменитом "Звездном зале", где стена со стороны моря раздвигается. Я из-за кулис смотрю – важные миллионеры сидят за столами, стучат приборами, а я это ох как не люблю. Для таких ситуаций есть ресторанные артисты, а никак не наш ансамбль. Но что поделаешь: пригласили, заплатили деньги – нужно работать. И вот мои артисты выходят – и в зале будто тумблер переключили: все вилки отложили и час пятнадцать, пока шел концерт, никто к еде не прикоснулся. А потом с мест повскакивали, аплодировали, все букеты со столов на сцену побросали – артисты стояли по колено в цветах.
Принц Альберт тогда сказал, что в этом зале так принимали только Лучано Паваротти. Для меня эти слова были как бальзам.
Знаете, мне 101 раз предлагали остаться за границей, даже показывали дом, где я мог бы жить, предлагали большие деньги, но я сказал "нет". Потому что хочу дома жить, ходить по своей земле, дышать своим воздухом.
"Думал, что не выдержу, – и пошел к Кучме"
– И все же в истории ансамбля был такой период, когда артисты массово уезжали работать за границу.
– Можно сказать – убегали. А чего не бежать, если тут у артистов была зарплата 250 карбованцев, а Дядя Сэм им платил 4, 5, даже 10 тысяч долларов в месяц?! Готовые, тепленькие профессионалы высокого качества – два состава выехало!
Я тогда думал, что не выдержу, – и пошел лично к Кучме. Он дал всем достойную зарплату – текучка прекратилась.
Уверен, что родина для украинцев – не пустой звук. Дай им нормальную зарплату, спокойную жизнь – и никакой заграницы не надо.
– Правда, что однажды на вашем концерте Кучма с Путиным плакали?
– Нет, плакал только Кучма – от счастья. Это был фестиваль "Славянский базар" в Витебске. В VIP-ложе три президента – Кучма, Путин и Лукашенко. Концерт какой-то вялый, в зале ни одного хлопка. Перед нами Киркоров вышел, начал петь, а у него на припеве выключается фонограмма. Ужас! Он в сердцах даже ушел со сцены. И тут мы как выдали "Гопак"! В зале все очнулись, овации, Кучма слезы утирает и в ложу меня зовет. Прихожу. Леонид Данилович меня обнимает, благодарит. Рядом Путин, жмет руку и говорит: "Вы знаете, Мирослав Михайлович, к великому сожалению, у меня такого коллектива, как ваш, нет".
"Артист должен быть вне политики"
– Как вы, образец украинского патриота, относитесь к тому, что некоторых наших артистов (например, Ани Лорак) винят за то, что они выступают в России?
– Хочу сказать, что российская культура – это высокая культура, и там есть талантливые люди, и выступать против культуры как таковой – это бессмысленно! Потому что искусство не знает границ.
Другое дело, если артист встает на сторону войны и зла, – я таких не уважаю. Артист должен быть вне политики.
Я, например, скажем откровенно, уважаю Кобзона как певца – это действительно талантливый человек. Но то, что он принял решение поехать в Донбасс… Понимаю, что он имеет целую сеть аптек по всей России и не только и в какой-то мере зависим от власти. Но Украина – это же его Родина! И как можно до такого дожиться, что тебе сюда запретили приезжать?!
Поэтому я считал и считаю, что интеллигенция должна держать себя в руках. Прежде чем сказать или совершить поступок – подумай.
– А что касается Ани Лорак?
– Не понимаю, зачем ее пинать? Она ведь Россию в своих песнях не прославляет. Вы знаете, люстрация – вещь опасная: виноват, не виноват – кто вправе решить? Вот кричат: "Всех выгнать!" А кто будет работать? Специалисты, что, извините, валяются на улице?
БЫЛО ДЕЛО
Как итальянцы похищали танцовщиц
– У вас в коллективе потрясающие девушки. Признайтесь, на гастролях за рубежом танцовщиц не похищали?
– Да, было! В Италии. Но не из Вирского, а из "Юности". Мы были на Сицилии в городе Аргидженто на конкурсе. Особенно сицилийцев поразили наши блондинки: идем по улице, а мужики в нашу колонну врываются, девушек обнимают и целуют. Наши секьюрити, Марио и Аурелио, буквально с ума сходили. Короче, получили мы Гран-при, отмечаем. И охранникам налили водочки, я смотрю – они переглядываются, а потом говорят: "Вы сегодня, господин Вантух, не ложитесь спать, потому что вашу артистку хотят выкрасть из отеля".
Нас в КГБ инструктировали, что нужно быть бдительными, особенно в конце фестиваля. Так и получилось. В 4 утра – шум в коридоре, мы выскакиваем, и что я вижу: нашу девушку за руки-ноги несут трое, в том числе директор отеля! Мы, конечно, подняли там шум, ее – назад. Оказалось, они девочек в номере усыпили, накапали что-то на подушки.
ИДИ И СМОТРИ!
Национальный заслуженный академический ансамбль танца Украины им. Вирского сейчас гастролирует с юбилейным туром (в честь 110-летия со дня рождения Павла Вирского) по стране, финиширует он 18 ноября грандиозным концертом во Дворце "Украина". Билеты – от 80 до 500 грн.
КСТАТИ
"Талантливых, но некрасивых в ансамбль не беру"
– У вас в коллективе все танцовщицы как на подбор – красавицы! Вы их как-то специально отбираете?
– Я еще когда во Львове ансамбль создавал, на улице красивых девчонок агитировал идти в хореографию. И несколько так и попали в коллектив.
Выбирал и ныне выбираю. Если талантливая, но не очень красивая, не беру. А если способная и менее талантливая, но внешность супер, возьму и всему научу! Я ведь и медведя научу танцевать – все знают.
– А красивая – это какая по вашим стандартам? Размер груди какой?
– Ой, нет, это не главное. У балетного человека большая грудь не должна быть, она же колышется, а как танцевать? Грудь у нее должна быть не меньше первого, но и не больше второго. Третий – это уже слишком… А главное – красивое лицо.
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram