Актеры из папье-маше и живые помостки, или один день из жизни Киевского театра кукол

В Киевском академическом театре кукол на некоторые спектакли билеты не достать и за два месяца. Секрет прост: тут стараются сохранить старую школу. Маленьким зрителям хотят привить понятие эстетики с самого детства: ставят классический детский репертуар, звери похожи на зверей, добро всегда побеждает зло, и все спектакли продумываются так, чтобы не испугать кроху, а научить и объяснить ему что-то.

Главный режиссер Юрий Сикало, который руководит постановками театра с 1965 года, рассказал, что судьба свела его с куклами случайно. Не поступив в театральный, он пошел в армию, а после демобилизации увидел на улице объявление: "Винницкому театру кукол нужны актеры" и зашел узнать, что и как. Прочитал байку (благо, репертуара после неудачных попыток поступить у Юрия было немало), и ему сразу же дали шесть ролей.

Был опыт работы и в обычном театре, но работать с людьми Юрию Сикало не понравилось: "Я постоянно говорил: "Вам даром зарплату платят". Вот скажи актеру: "Ты, старик, пойди и сядь в то кресло!", он пойдет и сядет. А вы представляете, какого труда и мастерства стоит заставить сделать это куклу? Не каждый сможет быть актером кукольного театра: к нам как-то пришли устраиваться на работу пять актеров из обычного. Все очень хорошие, все очень хотели работать, но смог — только один. Наши актеры — какая-то секта в хорошем смысле слова. Как они относятся к куклам! Лично я свои клал в отдельные коробки, чтобы никто посторонний к ним и притронуться не мог".

У каждого спектакля театра есть три состава актеров. И все они прекрасно понимают: у каждой куклы свои особенности, свой характер, и с ней надо подружиться. Причем отношения между куклой и актером постоянно развиваются — например, им нужно заново привыкать друг к другу после отпуска.

ТЕАТРУ ПРИШЛОСЬ ПОСКИТАТЬСЯ

Кукольный театр занимает здание в центре столицы, похожее на замок. Но так коллективу старейшего украинского (а по совместительству и европейского) театра везло не всегда: в поисках своего места ему пришлось поскитаться.

ТО ТУТ, ТО ТАМ. Театр, основанный в 1927 году как филиал ТЮЗа, занимал помещение бывшего кинотеатра "Роте фане" (Крещатик, 36). С 1936 года и до начала Второй мировой войны куклы выступали в помещении нынешнего Дома актера (ул. Ярославов Вал, 7). В 1955 году его перевели в здание бывшей Хоральной синагоги (ул. Шота Руставели, 13). Когда ее вернули иудейской общине, кукольный театр почти 8 лет скитался, арендуя сценические площадки и выступая в разных школах.

"ВСТРЕЧАЕМСЯ У ПАПЫ КАРЛО". В 2005 году для театра наконец построили собственное здание, которое сейчас стало одним из символов Киева. Еще через год вокруг театра поселились волшебные персонажи (точнее, их изваяния), а музыкальный фонтан каждые 30 минут напоминает о том, который час. Статуи настолько гармонично вписались в жизнь города, что нередко можно услышать: "Приходи со стороны Котигорошка" или "Встречаемся около шапки папы Карло".

ГЕНРЕПЕТИЦИЯ: КРУЖЕВА И ОЦЕНКИ

Мы попали на генеральную репетицию новой зимней сказки "Мороз Морозенко". Перед ней рабочие сцены все настраивали: девушки, стоя на коленях, подшивали к ширме кружево, рабочие деловито поднимались-спускались по лестнице, выкрикивая: "Куда подевались звезды?! Что с ангелом — он что, улететь пытается? Миша, умоляю тебя, поправь ангела!"

Этот спектакль считается сложным, вертепным — действуют не только куклы, но и сами актеры, которые выходят из-за ширмы, поют и танцуют. Вначале отрабатывали танцы. Режиссер Дмитрий Драпиковский регулярно прерывал актеров хлопками: "Лика, не убегай так далеко на Крещатик, дай себя поймать!" Каждые несколько минут он запрыгивал на сцену и сам показывал, как нужно двигаться: "Смотри: раз-два-три-четыре-топ-топ-сделано!" Потом начали работать с куклами. В зале сидело много актеров второго состава, комментирующих действия коллег: "Тут он рано вышел и текст перепутал. О, а ушел хорошо, давай и мы так сделаем?"

МАСТЕРКАЯ: КУКОЛ ДЕЛАЮТ ИЗ ГАЗЕТ И ЛЮБВИ

Под каждый спектакль создаются свои уникальные куклы: практики занимать одну и ту же в разных выступлениях, просто переодевая ее, тут нет. И дело не только в принципиальности, а и в том, что каждый художник-постановщик видит спектакли и персонажей по-разному.

Работа по созданию неживых актеров начинается с худсовета, на котором обсуждают не только их внешний вид, но и то, какой функционал должен быть у куклы по сюжету: должны ли закрываться глаза или рот, двигаться руки и т. д.

После утверждения концепции художник-постановщик рисует эскизы, потом лепит из пластилина скульптуру для каждого образа, а с нее отливаются формы из гипса. Итоговый вариант утверждается на худсовете, и мастерская приступает к работе. В среднем работа над одной куклой занимает от 2 до 4 недель, а весь спектакль готовят три месяца.

По мастерской нас провела ее руководитель Людмила Кукоба. Она попала в кукольный театр 35 лет назад, когда ей было 19. "Специалистов по изготовлению кукол буквально растим сами, — говорит Людмила Алексеевна. — К нам чаще всего приходят люди, которые умеют делать только прикладную работу — шить, вышивать, лепить, рисовать. Со временем мы учим их кукольному мастерству".

Бывает, что кукла рождается легко, а иногда с ней сражаются всем цехом. Например, недавно для спектакля "Котигорошко" делали огромного Змея-Горыныча — 7-метрового, из трех частей. В работе над ним пришлось занять абсолютно всех сотрудников мастерской.

Интересно, что когда с одной куклой работают несколько актеров, у каждого она получается разной — со своим характером, движениями. Сотрудники мастерской отмечают: очень интересно наблюдать, какой разной может быть одна и та же кукла на сцене.

ВЕСЬ МИР В "АКТЕРЕ". Как правило, кукол изготавливают по технике папье-маше. Ее выбрали в том числе благодаря относительной быстроте производства — ведь, к примеру, куклу-марионетку из дерева мастер будет резать несколько месяцев. В некоторые части тела фигурок — тех же марионеток, например, — добавляют свинец, чтобы они лучше двигались. Иногда куклу делают при участии актера, который подсказывает, как ее лучше собрать, чтобы ему было удобнее с ней работать. Папье-маше делается по спецтехнологии — чередовании слоев крафтовой бумаги и газет. Людмила смеется: "Мы иногда шутим, что каждая кукла — это история государства и мира, столько новостей в нее заложено! Лет через двести-триста (а наши куклы очень хорошо хранятся, потому что папье-маше — довольно качественный и долговечный материал) ученые по нашим актерам смогут узнать о том, что творилось в нашей стране и мире".

ПОСЛЕ МАСТЕРСКОЙ. Когда кукла готова, она отправляется к реквизитору и хранится у него. Перед каждым спектаклем кукол просматривают, чтобы они были в отличной рабочей форме. Хотя обычно проблем нет — и актеры, и реквизитор очень бережно относятся к своим подопечным. Главная проблема — облущиваются носики, но их регулярно подправляют. После того как спектакль снят с репертуара, куклы перемещаются в местный музей — некоторым экспонатам тут по 80 лет.

УЗКИЕ ПОМОСТЫ И СЪЕМКИ СЕБЯ

Актриса Виктория Тебенева (в театре с 2000 года) рассказала о сложностях и радостях своей работы. "В одном спектакле может быть до 5 ролей: одна главная, остальные маленькие. Самое сложное в работе  — не держать куклу на вытянутой руке, как считают многие, а делать так, чтобы два твоих персонажа, участвующие в одной сцене, могли разговаривать между собой. Нужно мгновенно переключаться, менять голос".

ЧУВСТВО ЛОКТЯ. За ширмой одновременно могут работать и 12 актеров. "Иногда приходится принимать ну очень забавные позы, зато всегда чувствуешь локоть товарища, — улыбается Виктория. — Например, в спектакле "За двумя зайцами" ширина помоста — 120 см. И есть моменты, когда мы там работаем вчетвером. А бывает, что приходится вставать на табуретку и на ней балансировать. В общем, не буду открывать всех секретов, но позы бывают очень-очень своеобразные. Это коллективное творчество, и поэтому у нас очень дружная команда — без этого ничего бы не получилось.

ОТВЕТ ЗАЛА. Очень важна и реакция зрителей. Слава Богу, редко бывает, когда вроде все нормально идет, а дети не реагируют. Чаще случается наборот, когда перед началом спектакля детки и плачут, и капризничают, а начинается все — и как ничего не было: все включились, смеются. Легче, когда чувствуешь ответ зала — тогда всегда понимаешь, как вести себя дальше".

ОТНОШЕНИЯ С КУКЛАМИ. Каждый актер относится к кукле, как к чему-то очень хрупкому. "Одна требует утонченной работы, другая работает резко и импульсивно, и все это нужно учитывать,  — раскрывает секреты мастерства актриса. — Например, в верховых куклах (которые подняты над ширмой. — Авт.) работаешь всей ладонью, а с низовыми (марионетками и т. п.) нужна мелкая работа пальцев, они должны быть довольно чувствительными. Какое-то резкое движение и все — кукла улетела, запуталась. Артисты привыкают к куклам по-разному: бывает, сразу сроднишься, взял — и твое. А бывает, нужно время, чтобы поработать, привыкнуть. Приходится и перед зеркалом работать, и на камеру себя снимать, чтобы понимать, как твою работу видит зритель".

Лось Елена

МинПром 

 

    

Новини

29 Січня 2024

В Україні за два роки побудували понад 660 МВт нових потужностей зеленої енергетики

27 Січня 2024

Експорт брухту з України у 2023 році зріс в 3,4 раза

26 Січня 2024

У минулому році турецькі металурги виробили 33,71 млн тонн сталі

В Україні завершили монтаж першої вітротурбіни

Уряд розробляє пільгові програми оренди житла для українців

На ЗАЕС може виникнути нова загроза ядерній безпеці

УЗ охоронятиме інфраструктуру за допомогою дронів

Попередньо всі держави ЄС погодили виділення 50 млрд євро Україні

Система бронювання працівників потребує якісного оновлення – Наталуха

Автогаз у мережах АЗС продовжує дешевшати

Вартість фрахту суден з портів Одеси продовжує падати 

США витратить 254 млн дол на декарбонізацію промисловості

Українська промисловість збільшує споживання електроенергії

УГД запустила в експлуатацію нову свердловину

Україна через потепління скоротила споживання електрики

Аграрний комітет Ради схвалив ліквідацію багатомільярдного корупційного ринку – Кисилевський

ВСІ НОВИНИ ⇢