Красота — бесстрашная сила

В Театре на Елисейских Полях состоялась премьера балета "Богини и демоницы" в постановке и исполнении испанского хореографа Бланки Ли и балерины Большого театра Марии Александровой. Из Парижа — МАРИЯ СИДЕЛЬНИКОВА.

Премьеру "Богини и демоницы" ждали несколько месяцев. В Париже у Бланки Ли сложился свой круг поклонников, причем преимущественно это не балетная публика. 52-летняя испанка давно и последовательно несет хореографическое искусство в модные массы.

Ставит дефиле для Стеллы Маккартни и Жан-Поля Готье, шоу для выступлений Лили Аллен и Кайли Миноуг, придумывает танцевальные инсталляции и флешмобы, работает с режиссерами — была хореографом в фильмах Мишеля Гондри, Педро Альмодовара и Андрея Кончаловского, сама снимает фильмы — рекламные, телевизионные, короткометражные, исправно выпускает новые спектакли для своей труппы, которая в 2013 году отпраздновала двадцатилетие.

В последнем — "Робот",— созданном два года назад на танцфесте в Монпелье, речь шла о компьютерах и цифровых технологиях, поработивших человека. Сцену танцорам пришлось делить с настоящими роботами.

В "Богинях и демоницах" Бланку Ли бросило в другую крайность: вместо новых технологий — греческая мифология, вместо механического движения — грациозность балетного па. Изначально в партнерши планировалась Мари-Аньес Жилло, этуаль Парижской оперы охотно соглашается на современные, экспериментальные проекты вне родного театра, но на этот раз что-то не сложилось, и выбор Бланки Ли пал на Марию Александрову.

Солистка Большого театра всю жизнь добивалась карьеры классической балерины, несмотря на небезупречность формы. И всю жизнь с ней хотели работать современные авторы — от Алексея Ратманского до Раду Поклитару. И только после 35 лет, когда на горизонте замаячила пенсия, классика стала даваться все труднее, техническая сторона профессии отошла на второй план, а желание танцевать только возросло, Александрова пустилась во все тяжкие современной хореографии.

Станцевала и "Укрощение строптивой" Жан-Кристофа Майо, и "Героя нашего времени" в постановке Юрия Посохова, и "Занавес" Вячеслава Самодурова. Участие в спектакле Бланки Ли — ее первый проект за пределами России.

Темой своего спектакля "Богини и демоницы" Бланка Ли и Мария Александрова выбрали мифологию. На деле же их интересуют не божественные, а вполне земные женские заботы. Наряды, украшения, перевоплощения из муз в фурий и обратно, коварство, секс — и чтобы все было как можно красивее и эффектнее. В чем спектакль действительно нельзя упрекнуть, так это в отсутствии зрелищности. Для каждого эпизода — новое платье авторства Алайи, Теале или Готье c декольте, шлейфами, масками и диадемами и новая видеопроекция.

То на сцене кишат змеи, выползающие из голов танцовщиц, словно они горгоны Медузы, то горит огонь, летят искры и дым стоит коромыслом, то она превращается в благоухающий сад с распускающимися цветами — все это призвано отразить непостоянство женской натуры. Хореографию Бланка Ли и Мария Александрова придумывали исходя из собственных вкусов. Ли замешивала фламенко, хип-хип и свободный танец, делая акцент на сильном верхе и руках. Александрова поставила на неоклассику: вышколенное балетное тело выдавало гимнастические растяжки, стремительные вращения и яркие визуальные образы.

Так, например, в открывающем соло зеркальное покрытие на полу превращало балерину в многорукого и многоногого монстра — излюбленный прием американца Мозеса Пендлтона. В дуэтах приходилось идти на компромиссы, чтобы разница возможностей не бросалась в глаза, это желание рождало других монстров — помесь танцовщиц кабаре с самодеятельностью.

Действие все время балансировало на грани китча, с каждым эпизодом повышая градус страстей и темпераментности. Некоторые зрители катарсиса так и не дождались: пока артистки меняли наряды, они вежливо покидали зал.

Мария Сидельникова

МинПром

Новини

12 Березня 2024

В Іспаніі компанія вироблятиме зелену енергію з хвиль

Рада пропонує запровадити переваги для білого бізнесу

У лютому Бразилія скоротила експорт чавуну

Польські фермери повністю перекрили рух на чотирьох пунктах пропуску

НАБУ перевірить можливі постачання титану з ОГКХ до Росії

Україна і Корея займуться відновленням української атомної генерації

Турецькі металурги розраховують на зростання виробництва сталі у 2024 році

ArcelorMittal готує перехід французького меткомбінату на електроенергію

Перехід до зеленої металургії надто затратний

Україна стала найбільшим у Європі імпортером зброї

Промвиробництво в Німеччині порівняно з січнем 2023 року скоротилось на 5,5%

В липні Україна може отримати перші кошти з заморожених російських активів

Мережі АЗС почали знижувати ціни на автогаз

В Раді планують зареєструвати ще один законопроєкт про бронювання працівників

11 Березня 2024

Розвантажити кордон з Польщею допоможуть контейнерні перевезення по Дунаю

Обсяг видобутку вугілля сягнув майже 200 тисяч тонн на місяць

ВСІ НОВИНИ ⇢