Параджанов придумал обряд венчания, который гуцулы проводят до сих пор

Для всего мира история о гуцульских Ромео и Джульетте стала вершиной украинского поэтического кино. Эта картина повлияла на творчество таких киногениев, как Феллини, Антониони, Куросава… И вот в Киеве открывается уникальная выставка, рассказывающая об истории создания культового фильма.

Один из кураторов проекта – известный кинокритик Андрей Алферов – рассказал "КП" в Украине" о малоизвестных фактах из жизни и творчества Параджанова и о том, почему их выставка похожа на "бочку с жидкостью".

О ВЫСТАВКЕ

Анимация, ожившие фото, артефакты…

– Андрей, что стало отправной точкой в создании выставки "Тіні забутих предків"?

– В апреле прошлого года я был на Днях украинского кино в Париже и побывал на частной экскурсии по выставке в Парижской синематеке. Они постоянно устраивают экспозиции, посвященные великим киномастерам, недавно у них прошла большая ретроспективная выставка, посвященная Мартину Скорсезе. С Антониони и Дэвидом Боуи была такая же история. Все выставки там мультимедийные, а это значит – все сверкает, мигает, много видео, проекций, звуков. Это не музей в архаичном представлении этого слова. Это дико увлекательно! И у меня сразу возникла идея что-то подобное сделать с "Тенями".

– Еще одним куратором проекта стал экс-музыкант "Океану Ельзи" галерист Павел Гудимов. Как вам вместе работалось?

– Мы дружим лет 20. Я пришел к нему как к опытному галеристу с вопросом, как интересно можно фильм представить на выставке. Павел знает, что и где нужно поставить, как направить свет, чтобы подчеркнуть акцент. Мы организовывали с ним многочасовые мозговые штурмы, и идеи приходили в процессе диалога.

Потом к нам подключилась кинокомпания FILM.UA – мы сделали на студии много всего: анимацию по мотивам комиксов, которые рассказывают о создании "Теней", оживили фотографии 1920-30-х годов, на которых запечатлены настоящие гуцулы, добавили пространство. Получилось очень модно, живо.

– Выставка будет состоять из девяти залов. Это огромное пространство, чем собираетесь его заполнять?

– Эти залы – как бочки с жидкостью. Нужно будет окунуться в каждую. И на выходе вы будете совершенно другими, иными глазами сможете посмотреть сам фильм.

Будет много видео, артефактов, которые прежде не выставлялись и находились в частных коллекциях, например у родственников тех, кто производил фильм. Некоторые экспонаты мы добывали со страшным боем, некоторые заполучить так и не удалось. Легче было чего-то добыть в других странах, чем в самой Украине.

Будут комиксы на тему отдельных историй о съемках фильма. Будет много предметов гуцульского быта, которые очень важны, поскольку именно они в свое время очаровали Коцюбинского, написавшего эту повесть.

Кроме того, у нас будет территория для лекториев, мы там будем рассказывать и показывать разное кино, которое вышло в тот же период.

МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ

Свадебное ноу-хау от мэтра

– Один из залов будет посвящен культовому эпизоду "Теней" – обряду венчания, – говорит Алферов. – Я предложил нескольким режиссерам снять короткометражки, мы называем это ремейки, сцены с ярмом – они станут частью экспозиции. Можно будет сравнить с тем, как было у Параджанова и как теперь это выглядит с точки зрения современности.

Кто смотрел фильм, тот помнит сцену, где Иван и Палагна женятся – и на них надевают ярмо. Так вот эта сцена была полностью Параджановым выдумана – такого обряда у гуцулов раньше не было! Он подслушал в одной коломыйке, где мужчина пел, что собирается жениться, и будущий брак для него – ярмо, вот и решил снимать таким образом.

Сначала это вызвало неприятие среди гуцулов, но в итоге получилось, что гуцулы сами поверили в это, стали выдумывать, что такой обряд был и что это легенда, пришедшая от горцев! По сей день на некоторых гуцульских свадьбах этот ритуал, выдуманный Параджановым, проводят.

На киностудии сначала решили, что это брак и фильм нужно списать

– Первые проявленные пленки фильма, которые приехали из Карпат на студию Довженко, вызвали недоумение у кинематографистов – это было вопреки правилам кино! Никто так не снимал, вообще никто не понимал, что это такое. Все считали, что это брак и фильм нужно списать! – рассказывает кинокритик. – Шопенгауэр когда-то объяснил, в чем разница между талантливым человеком и гением. Талантливый человек попадает в цель, которую видят все, а гений попадает в цель, которую еще никто не видел. Вот и Параджанов опередил свое время на десятилетия.

Эту картину оценили большие художники на Западе, хотя фильм легально не вывозился. Параджанову начали приходить телеграммы от Федерико Феллини, Акира Куросава, Микеланджело Антониони – все они были поражены его работой.

Этот фильм оказал влияние и на американский киноавангардизм, на внешний вид известных рок-музыкантов.

Оператор снимал обнаженку одним глазом

– Мы с трудом нашли Татьяну Бестаеву, которая играла Палагну, и взяли у нее интервью, – говорит Алферов. – Она рассказывала, как ее голой снимали, а она требовала забор поставить, чтобы не видно было ее во всех деталях. Для гуцулов, у которых на тот момент в хатах висели не портреты Сталина и Хрущева, а Франца Иосифа, потому что они чувствовали себя еще частью Австро-Венгерской империи, это был переворот сознания.

Но и сама Бестаева дико комплексовала по этому поводу. Поэтому сцены с обнаженкой снимались так: дозволено было смотреть одним глазом оператору Ильенко, всех прочих мужчин с площадки она потребовала прогнать, а команду "Мотор!" кричала Кадочникова.

"Отказывались плакать над пустым гробом"

– Аутентичных историй вокруг "Теней…" много, – продолжает Алферов. – Например, о том, как снимали смерть Ивана, а гуцулы над пустым гробом плакать отказывались. "Чего не плачете?!" – "Так в гробу никого нету!"

В итоге положили туда кого-то из массовки – не плачут: "Это же не Иван! Это Михайло, тракторист". Пока не лег Миколайчук, невозможно было заставить гуцулов показать эмоции.

Эти люди были совсем из другого мира, но Параджанову удалось выдернуть их оттуда и притащить в Киев на студию – записывать музыку. А ведь эти женщины, которые жили в патриархальном укладе, не имели права бросать мужей и детей и петь где-то в Киеве. Параджанов дарил им какие-то подарочки, которые они не видели до этого и никогда больше не видели после этого.

ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД НА ФИЛЬМ

"Сначала все кажется абстракцией, как из-за стекла бутылочного"

– Кстати, я "Тени забытых предков" сразу не понял, – говорит кинокритик Андрей Алферов. – Если смотришь его в первый раз и ненатруженным глазом, тебе кажется все такой абстракцией, как из-за стекла бутылочного – смотришь на все, и оно плывет. Красиво, конечно, но вот фильм закончился – и ты не можешь внятно объяснить, о чем там, что это такое. А потом это все приходит, ты начинаешь вглядываться в каждый кадр, в каждую деталь, в красоту.

Я фильм пересмотрел больше 20 раз (чтобы подготовить для выставки лекцию по свету, нужно было каждый кадр рассмотреть). Он потрясающе красив и гениален.

Кстати, "Тени…" вошли в список обязательных к просмотру для претендентов на кандидатскую степень в киноведении Гарвардского университета. Ведь Сергей Параджанов был в числе тех пионеров кино, кто при помощи цвета начал передавать настроение сюжетное и вкладывал в это какие-то смыслы. Весь американский киноавангард многие вещи позаимствовал у него.

Оксана Гончарук

МинПром

Новини

26 Липня 2024

Найскладніший період літа вже позаду, але невідомо що буде взимку – Укренерго

В Міненерго кажуть, що працюють над покращенням ситуації зі світлом

США скоротили імпорт прокату на 23%

Рада не відмовляється від ідеї підвищення ПДВ

POSCO знизила виплавку сталі

Кількість працюючих індустриальних парків може збільшись до 20

Залізниці України та Польщі домовились розвивати сполучення

Євросоюз надасть Україні ще 68 великих генераторів

Польща допомогла – в Україні скорочені обсяги обмеження світла

ЄС виділив Україні перший транш у 1,5 млрд євро із заморожених активів РФ

Усть-Дунайськ перетворять на хаб з імпорту добрив 

ЄС може запустити розслідування щодо продаж г/к рулону за квотою “інших країн”

В Росії різко уповільнилося промислове виробництво 

ОККО формує парк вагонів-цистерн

EUROFER: У 2024 році видиме споживання сталі в ЄС повинно відновитися

США знайшли 2 млрд дол на військову допомогу Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢