Отложенный авангард

В конце августа в Нукусе — к 25-летию независимости Узбекистана и к собственному музейному 50-летию — должен был полностью открыться весь комплекс зданий Музея искусств Каракалпакстана им. И.В. Савицкого, в просторечии — Нукусского музея или Музея Савицкого. Однако открытие, видимо, будет отложено, а музейный мир продолжит тревожиться за судьбу "Лувра в пустыне".

Изначально Государственный музей искусств Каракалпакской АССР, учрежденный постановлением Совета министров ККАССР в 1966 году, имел всего одну штатную единицу — директора. Но директор, он же творец лучшего из музеев, созданных в послевоенном Советском Союзе, творец-демиург — ex nihilo, с чистого листа, и был всем: от ведущего научного сотрудника и реставратора до уборщика и охранника. Жил в музее — в прямом и переносном смысле, даже получив квартиру в одном из двух "номенклатурных" девятиэтажных небоскребов Нукуса, остался при своей коллекции, а жилплощадь отдал самым ценным кадрам — реставраторским.

И хотя со временем штат расширился, продолжал заниматься всем — умер оттого, что сжег легкие формалиновыми парами, очищая археологическую бронзу допотопным методом, кипячением в формалине. Умирая в московской клинике, изводил врачей побегами — все пытался заполучить еще что-нибудь в музей, шарил по мастерским. После смерти директора два вагона искусства отправились в Каракалпакию по железной дороге. Игорь Витальевич Савицкий (1915-1984) похоронен на христианском кладбище в Нукусе, на могильной плите — надпись "Гениальному спасателю красоты от благодарных потомков".

В эпитафии заключена концепция музея, сформулированная продолжателями дела Савицкого в годы перестройки: Савицкий спасал то, что, кроме него, никому не было видно и нужно. Археологические памятники, каких в земле Хорезма так много, что наука должна была бы объявить войну сельскому хозяйству, он продолжал искать, когда экспедиции уходили с объекта, и сражался с колхозниками, готовыми распахать очередную крепость. Каракалпакское народное декоративно-прикладное искусство — резьбу по дереву, украшения, костюмы, ткани.

Он первым увидел в нем особые, отличные от туркменского и казахского черты, и бросился собирать исчезающие на глазах предметы полукочевого быта, обходя аул за аулом, торгуясь со стариками, выуживая обрывки и осколки древностей из печей и арыков. И главное, советский авангард 1920-х и 1930-х — запретный, репрессированный и еще не реабилитированный. Он спас от физической гибели наследие многих забытых, затравленных и загубленных художников.

Скажем, гениального Лысенко, художника масштаба Павла Филонова, про которого почти ничего не известно, даже имя — то ли Евгений, то ли Василий. Его "Бык" — визитная карточка Нукусского музея. Савицкий первым понял ценность искусства 1930-х, которое в Туркестане дольше, чем где бы то ни было еще, сохраняло верность формальным принципам авангарда и, пользуясь отдаленностью от Москвы, не спешило вставать на рельсы соцреализма.

В 1984 году музею дали имя создателя, в 2002-м президент Республики Узбекистан Ислам Каримов посмертно наградил Савицкого орденом "За великие заслуги", в 2003-м коллекция переехала в новое здание, и то была лишь первая очередь большого музейного комплекса. Сейчас готова вторая очередь: здание-близнец и соединяющее оба выставочных помещения фондохранилище.

Проект был утвержден еще в 1989 году — это позднесоветское зодчество трудно назвать современной архитектурой, но постройки второй очереди по возможности модернизировали изнутри. По плану в новое здание должно переместиться знаменитое нукусское собрание живописи, графики и скульптуры XX века, тогда как в старом расширят экспозиции археологии и этнографии. Но пока до переезда далеко: запасники опечатаны, в хранении музея работает правительственная инвентаризационная комиссия, удалось ли спасти красоту от благодарных потомков — неизвестно.

"Музейное дело" с политической подоплекой началось в Узбекистане около трех лет назад, когда один блогер-оппозиционер проник на виллу дочери президента Гульнары Каримовой в Швейцарии и сфотографировал висевшие там картины — кое-что числилось на хранении в государственных музеях. Вскоре посадили главного хранителя и двух реставраторов Музея искусств Узбекистана — ташкентских музейных работников обвинили в хищениях, а именно — в подмене подлинных вещей из фондов копиями и продажах оригиналов.

С тех пор во всех музеях страны проходит тотальная инвентаризация — атмосфера напряженная, полицейские строгости, каких в Узбекистане и без того хватает, коснулись даже посетителей, в некоторые "храмы искусства" зритель может проникнуть только по предъявлении паспорта, номер которого запишут в амбарную книгу, а иностранца могут и не впустить без регистрации. К исследовательской работе это, естественно, как-то не располагает.

Внешне в Музее Савицкого все благополучно. На втором этаже выставлена археология, народное искусство и живопись советской Каракалпакии, а весь третий отдан авангарду 1920-х и 1930-х, развешанному почти шпалерно. Есть и отдельный зал живописи Савицкого — ученик Роберта Фалька и Константина Истомина, он был тонким пейзажистом, писал Каракалпакию в духе Альбера Марке. Экскурсантов, особенно школьников, полно, и порой приходится стоять в очереди, что для музеев Узбекистана необычно. Однако в прошлом году Маринику Бабаназарову, наследницу Савицкого, возглавлявшую Нукусский музей в течение последних 30 лет, сняли с поста директора.

Музейные сотрудники отказываются что-либо комментировать, интернет-кампания в защиту Бабаназаровой, приложившей так много сил к популяризации бренда "Лувр в пустыне" в западном мире и приведшей в Нукус иностранных специалистов и туристов, сошла на нет, независимая пресса в стране отсутствует — город полнится слухами. Впрочем, более всего страшатся не того, что что-то могло пропасть, а того, что музей целиком или частично переведут в Ташкент и главной достопримечательностью столицы Каракалпакстана останется аральская экологическая катастрофа.

Опасения отчасти оправданы: первое покушение на коллекцию, собранную Савицким, случилось сразу после его смерти — ташкентская комиссия прибыла в Нукус отбирать вещи. До сих пор все набеги ташкентцев удавалось отбить — Музей Савицкого в Каракалпакии, склонной к сепаратизму, воспринимается как один из главных национальных символов. Вопрос в том, достаточно ли у нового директора Максета Карлыбаева, филолога, историка и этнографа, свободно владеющего несколькими иностранными языками и имеющего менеджерский опыт, административного ресурса, чтобы сохранить музей в Нукусе.

Еще один вопрос: будет ли когда-нибудь составлен и опубликован полный научный каталог коллекции, в которой более 80 тыс. единиц хранения, и написана научная история собрания? Пока это не сделано, нельзя понять, что за музей создавал Савицкий. Но сделать это очень сложно: многие подробности из жизни тех или иных художников и обстоятельства приобретения их работ Савицкий унес с собой в могилу, а записей не оставил — бумаге не доверял.

Агиография отца-основателя музея — в соответствии с законами жанра — полна рассказов о собирательском подвижничестве, коллекционерских причудах, удачах и чудесных обретениях сокровищ, и за ними теряется историческая личность, весьма загадочная. Первый раз киевлянин по рождению и москвич по прописке Савицкий попал в Узбекистан в 1942-м — студентом Суриковского института, эвакуированного в Самарканд. Ему было уже под 30: учиться начал поздно — после ФЗУ и работы на заводе, на фронт не призвали по состоянию здоровья. ФЗУ очевидно объясняется тем, что он был "из бывших": по отцу — из польских дворян, по матери — и вовсе внук выдающего слависта и русского националиста Тимофея Флоринского, которого большевики шлепнули, как взяли Киев.

Этим же, видимо, объясняется и плохое здоровье: по глухим намекам мемуаристов можно судить, что утрачено оно было на Лубянке — в том бесценном памятнике нашей истории, где сидели многие выдающиеся деятели культуры. В веселом 1950 году Савицкий уехал из Москвы в Каракалпакию — работать художником в легендарной Хорезмской археолого-этнографической экспедиции Сергея Толстова, первооткрывателя цивилизации Древнего Хорезма. Остался навсегда и благополучно избежал всех возможных в его случае неприятностей. История музея берет начало в Хорезмской экспедиции.

До "преодоления культа личности" Савицкий работал под прикрытием экспедиции могущественного Толстова, следующие 10 лет существовал на птичьих правах при НИИ экономики и культуры, Институте истории Каракалпакского филиала АН УзССР, Каракалпакском историко-краеведческом музее. Коллекция — от древней археологии он быстро перешел к каракалпакской этнографии, мало кому тогда интересной,— поначалу обитала в гараже, позднее переехала к краеведам. Он смог пробить выставки каракалпакского народного искусства в Нукусе, Ташкенте и даже Москве — на этом основании заговорили о художественном музее.

Савицкому покровительствовали первый секретарь Каракалпакского обкома партии Каллибек Камалов и секретарь по идеологии Каракалпакского обкома КП Узбекистана академик Марат Нурмухамедов — то ли как интеллигентные люди, то ли как каракалпакские патриоты. В доме Нурмухамедова, отца Мариники Бабаназаровой, Савицкий, по ее воспоминаниям, не стесняясь в выражениях, честил на чем свет стоит советскую власть. Такое, судя по всему, было возможно только в далекой Каракалпакии — глухой и пустынной автономии одной из самых непривилегированных советских республик. Тогда в Нукус, закрытый военный город, не летали самолеты и не ездили поезда.

Понятно, что имевший смелость выставлять в постоянной экспозиции работы художников, прошедших через лагеря или расстрелянных, Савицкий был антисоветчиком: на голубом глазу объяснял высоким комиссиям, что эпические лагерные рисунки Надежды Боровой (это, видимо, самое сильное свидетельство о ГУЛАГе в советском искусстве) рассказывают о зверствах фашистов. Но все же каковы были его музейные замыслы?

Концепция музея, по-видимому, была одновременно традиционной и новаторской: Савицкий строил типичный "западный" музей нетипичного "восточного" искусства. Археология — местная, хорезмская, новонайденная; этнография — местная, каракалпакская, новооткрытая; мировая художественная культура — в слепках, как и в ГМИИ, Савицкий выпросил у союзного минкульта коллекцию слепков, подаренную СССР Надей Леже.

И наконец, картинная галерея — нечто из ряда вон выходящее. Говорят, будто у Савицкого имелась культуртрегерская идея, что из импортированной в советскую Среднюю Азию авангардной школы — Михаил Курзин, Александр Волков, Усто Мумин, Виктор Уфимцев, Надежда Кашина — должно вырасти местное модернистское искусство, раз по этому пути уже пошел родившийся в Ташкенте казах Урал Тансыкбаев, авангардист первого призыва, чьи ранние картины в Нукусе бесподобны.

Исходя из этой идеи, а не потому, что так было положено в главном музее автономии, Савицкий собирал живопись и скульптуру советской Каракалпакии — в целом, действительно, куда более модернистскую по форме, нежели официальное искусство Москвы и Ленинграда тех лет. Но сегодня пост- и деколониальные теоретики должны камня на камне не оставить от колонизаторской музейной практики Савицкого.

Была ли у Савицкого какая-то концепция коллекции авангарда, помимо диссидентского желания спасти близких по эстетике и судьбе художников своего и старшего поколений, сказать трудно. Он начал собирать с Узбекистана — ездил в Ташкент и Самарканд, покупал или брал под расписку у еще живых, у наследников. Потом повадился в Москву. Очаровывал вдов и детей, выпрашивал в Архиве художественных произведений (предшественник РОСИЗО), во Всесоюзном художественно-производственном комбинате имени Вучетича, даже в Третьяковке — все равно же в Москве не выставят.

Брал все, что дадут, под чистую, формируя монографические коллекции в тысячи единиц хранения. Если вас интересует творчество советского Энсора Аркадия Ставровского или шагаловского однокашника Рувима Мазеля — пожалуйте в Нукус. Если вы хотите увидеть настоящего, несломленного Михаила Курзина, идейного вдохновителя "Мастеров Нового Востока", не предавшего авангард после двух сроков лагерей — восемь лет и за небольшой передышкой еще восемь, без малейшей возможности работать художником в заключении, вам не в Ташкент и не в Бухару, а в Нукус.

Судя по известному перестроечному альбому "Авангард, остановленный на бегу", который составили на основе нукусского собрания, у Савицкого не было особых национальных или региональных предпочтений: отдавая дань прекрасным ташкентцам и самаркандцам, он брал все что мог — от Михаила Ле-Дантю и Любови Поповой до Климента Редько и Алисы Порет. Кажется, ему нравились харьковчане и была близка символистская линия в самых различных проявлениях, будь то последователь федоровского космизма Василий Чекрыгин или же обожатели Рериха из группы "Амаравелла".

Судя по нынешнему варианту экспозиции, у Савицкого были какие-то ориенталистские идеи, и, кроме "Мастеров Нового Востока" и им сочувствующих, кого сегодня принято называть "туркестанским авангардом", он старался собрать тех, кто ездил в творческие экспедиции в Среднюю Азию, на Кавказ и Каспий или же прикипел к Узбекистану, оказавшись в эвакуации. Впрочем, коллекция Савицкого так велика, что ее можно тасовать и так и этак. Но одно можно сказать совершенно определенно: после посещения Музея искусств Каракалпакстана им. И.В. Савицкого понимаешь, что история советского авангарда состоит не из "черных квадратов", а из белых пятен.

Анна Толстова 

МинПром

    

Новини

19 Квітня 2024

Україна отримала від Німеччини енергообладнання на понад 800 тис євро

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

Байден запропонував підвищити мита на китайський імпорт сталі

Rio Tinto планує виробляти мільйон тонн міді у 2030 році

Vale збільшила видобуток руди 

Влада має вивести Україну з-під дії європейського екоподатку

УЗ продовжила заборону на перевезення до порту Чорноморськ

Екологічні фонди ЄС втрачають мільярди через зниження цін на вуглець

У березні експорт феросплавів впав до рекордного мінімуму

ВСІ НОВИНИ ⇢