Единство мести и действия

В Зальцбурге показали спектакль "Невежда и безумец" по пьесе знаменитого драматурга Томаса Бернхарда. Главную роль исполнил действующий интендант фестиваля Свен-Эрик Бехтольф. Восторг далеко не административной природы испытал специально для "Ъ" АЛЕКСЕЙ МОКРОУСОВ.

С тех пор как из программы Зальцбургского фестиваля исчез конкурс молодых режиссеров (в свое время в нем побеждал Алвис Херманис, участвовал Виктор Бодо), его драматическая афиша как-то скукожилась. Этим летом, например, в программе всего три полноценные постановки, не считая вечной визитной карточки фестиваля — пьесы Гофмансталя "Имярек", плюс три чтения, которые спектаклями считать трудно.

Один из новых спектаклей — знаменитая пьеса "Невежда и безумец" Томаса Бернхарда (1931-1989). В принципе все пьесы австрийского классика знамениты, но у этой особая зальцбургская история. Ее премьера прошла на фестивале 44 года назад и сопровождалась одним из самых оглушительных скандалов в истории немецкоязычного театра. В финале режиссер Клаус Пейман решил погасить в зале весь свет и выключить лампочки аварийного выхода. Пожарные воспротивились, но на генеральной репетиции было сделано так, как хотел Пейман.

Радоваться ему пришлось недолго — на премьере запасной свет горел как ни в чем не бывало. Пейман пообещал снять спектакль, если его художественная воля не будет выполнена, дирекция приняла сторону пожарных, показы отменили, хотя сам Бернхард был согласен и на отсутствие полной темноты. История получила название "Скандал с лампочками запасного выхода", в память о нем на нынешнем спектакле режиссер Герд Хайнц включает в финале целую стену из ламп сильного накаливания, заливая зал ярчайшим светом.

76-летний Хайнц долгие годы работал в гамбургском Талия-театре, в 1980-е возглавлял цюрихский Шаушпильхаус, но это его дебют в Зальцбурге, для которого пьеса подходит как нельзя лучше: она о театре и опере, газетных рецензентах и времени, когда пора уходить со сцены. Первое действие происходит в гримерной знаменитой оперной дивы Королевы ночи (в пьесе персонаж Аннетт Реннеберг исполняет партию в "Волшебной флейте" Моцарта, отсюда ее имя). Художник Мартин Цеетгрубер уставил сцену букетами цветов. На их фоне идет часовой диалог Доктора (Свен-Эрик Бехтольф) и Отца (Кристиан Грасхоф).

Точнее, поначалу это чистый монолог Доктора, лишь изредка прерываемый односложными репликами его визави, дотошные филологи подсчитали, что в печатном тексте на 842 строчки докторских реплик приходится лишь 33 отцовских. Причем Отец — он отец певицы, а не Доктора — чаще повторяет последние докторские фразы, лишь со временем начиная говорить что-то свое. Но Грасхоф все время внутри диалога, участвует в разговоре мимикой и жестом, тем более что его беспрерывно отхлебывающий из бутылки герой явно не теряет интереса к действительности, пусть и специфического свойства.

Доктор комментирует это пристрастие к алкоголю, он вообще комментирует все на свете, начиная с членения трупов. Читая ежедневную газету (с этого стартует спектакль), находишь немало поводов высказаться в том числе и о критиках. Некоторые реплики героя Бехтольфа звучат так, словно актер придумал их сам, ведь последние два года он возглавляет Зальцбургский фестиваль, пусть и вынужденно.

После досрочного ухода Александра Перейры, возглавившего театр "Ла Скала", выборы нового интенданта решили проводить по давно объявленному графику, а временным назначить Бехтольфа, занимавшегося драматической программой. На свою беду в эти годы Бехтольф-постановщик завершил в Зальцбурге трилогию Моцарта–Да Понте — оперы были, мягко говоря, приняты по-разному. Бехтольф утверждает, что не читает рецензий, но понятно, что он наслышан об общей атмосфере.

А ведь рецензии на "Невежду и безумца" мог бы читать пачками: мало того что они хвалебные, так в них еще и особо подчеркивается именно его актерский талант. Бехтольф показывает себя мастером старой школы, которому доступны полутона, паузы, переливы настроения. Считается, что театр Бернхарда создан для актеров-интеллектуалов, если это так, Бехтольфу в нем самое место — ироничный, со слегка обозленным, но все же умом его персонаж осуществляет масштабную месть миру рампы и его звездам.

За ужином в ресторане "Три гусара" он принуждает кашляющую Королеву ночи покинуть сцену, та рассылает театрам телеграммы с отказом от выступлений, потом хочет их отозвать, но уже поздно. Наши воздыхатели и есть наши убийцы — то, что верно в быту, работает и в искусстве. Чтобы прикрыть циничное правило, Пейману пришлось полностью выключить свет, Хайнц же решил, что света слишком мало.

Алексей Мокроусов

МинПром

Новини

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

Байден запропонував підвищити мита на китайський імпорт сталі

Rio Tinto планує виробляти мільйон тонн міді у 2030 році

Vale збільшила видобуток руди 

Влада має вивести Україну з-під дії європейського екоподатку

УЗ продовжила заборону на перевезення до порту Чорноморськ

Екологічні фонди ЄС втрачають мільярди через зниження цін на вуглець

У березні експорт феросплавів впав до рекордного мінімуму

Росія знищила майже всю теплову генерацію України – Зеленський

ВСІ НОВИНИ ⇢