Обезжизненное молоко

"По Млечному Пути" — первая киноработа Эмира Кустурицы после восьмилетней давности "Марадоны". Режиссерский камбэк не назовешь триумфальным. Распад художественного мира одного из главных киноавторов конца ХХ века с грустью наблюдал АНДРЕЙ ПЛАХОВ.

Любопытна сама история позиционирования фильма "По Млечному Пути" в международном контексте. Он был отвергнут Каннским кинофестивалем, в чем режиссер сразу заподозрил политический мотив. Адекватный ответ Западу прозвучал в виде российского гимна, исполненного на парижском стадионе оркестром Кустурицы, а также обещанием устроить мировую премьеру "Пути" в Ростове-на-Дону. Это должно было стать гвоздем программы фестиваля Bridge of Arts, но в последний момент картину сняли с показа, поскольку ее взяли в венецианский конкурс.

Кустурица извинился перед ростовчанами и дал новое обещание: устроить на Дону российскую премьеру фильма. Однако и этого не произошло: премьера состоялась ни в каком не в Ростове, а в Москве. Играющая главную роль Моника Беллуччи рекламировала перед столичным бомондом украшения Cartier, а все мероприятие соединяло в себе типичные черты российского политического мейнстрима и гламура.

В новом фильме Кустурицы многое готово, кажется, вот-вот взять за душу. Изумительные пейзажи страны, которые режиссер показывает с любовью и вдохновением. Невероятные сцены с участием чуть ли не всех основных представителей земной фауны: они демонстрируют полную органику и в то же время подчинены режиссерской задаче с помощью неведомо какой дрессуры.

Гуси танцуют на скотном дворе и купаются в крови свиньи. Курица, готовая снести яйцо, прыгает, любуется собой перед зеркалом. Змея самозабвенно пьет молоко. Сокол, напарник главного героя, спасает его с возлюбленной от врагов. Поединок героя со змеей, правда, выполнен с помощью компьютерной графики, но, доверимся тут слову Кустурицы, 80 процентов эпизодов с животными, включая медведя, настоящие, и это дорогого стоит.

Однако этот органический фон резко контрастирует с сюжетной фабулой, построенной на ложных предпосылках и накачанной фальшивой лирикой. В разгар боснийской войны бывший музыкант, а ныне деревенский молочник Коста (в его роли — сам Кустурица) на ослике развозит свой товар солдатам, волшебным образом уклоняясь от пуль.

В своем уже далеко не юном возрасте он решает жениться на неровно дышащей к нему Милене, бывшей чемпионке Югославии по гимнастике (Слобода Мичалович), умеющей принимать немыслимые эротические позы. Несмотря на рельефные мускулы, которые он любит демонстрировать, Коста — доморощенный философ, пантеист и пацифист.

В отличие от брата Милены — героя войны и гротескного символа балканского мачизма. Именно для него, отвоевавшегося солдафона, сестра на свою голову привозит из центра беженцев Невесту — наполовину итальянку, женщину с прошлым, экс-возлюбленную криминального британского генерала. Готовятся сразу две свадьбы, однако судьба распоряжается иначе: Коста влюбляется в загадочную фам фаталь, и это взаимно. Героиня Беллуччи оказывается вдобавок идеалом патриархальной женщины: она безропотно доит коров и готовит ужин, не снимая с лица фирменного макияжа.

Однако мирная пауза скоро кончается, и любовной паре предстоит, используя все силы, земные и небесные, отстаивать свое чувство перед каверзами мирового зла, то бишь миротворческого британского спецназа. Трое "коммандос" — поганцев в касках — изничтожают на своем пути все живое, в основном для того, чтобы насолить героям. Но любовь, понятное дело, сильнее смерти, во всяком случае в метафизическом и философском смысле, который в финале удостоверяется превращением Косты в православного Франциска Ассизского.

В третий раз, после фильмов "Андерграунд" и "Жизнь как чудо", Кустурица обращается к теме югославских войн, но взгляд его становится все более зашоренным. "Мы воевали, но война не была нашей. Она была нам импортирована" — так говорит сегодня режиссер, и фильм послушно иллюстрирует эту теорию заговора. "Андерграунд" в свое время уличали в просербской ангажированности. И все же там были показаны исторические корни войны, а главное, гениально воссоздан мир тотального безумия и абсурда, в котором нет стопроцентно правых и виноватых.

В "Млечном Пути" безумие и хаос тоже нагнетаются, но не изнутри, а по поверхности, в основном за счет трескучей суеты и гремящей музыки, смешанной с животным ревом, звуками взрывов и вертолетов, боем сумасшедших часов, которые грозят затянуть в свой механизм всякого, кто попадется. Все слишком громко, жирно, нарочито, без легкости и артистизма, с которыми режиссер некогда балансировал между комедией и драмой, лиризмом и эксцентриадой.

Сюжетная конструкция картины, фронтально сталкивающая человеческие чувства и бесчеловечность войны, по существу та же, что в прежних фильмах Кустурицы. Разница в том, что по отношению к тем, прежним даже в голову не приходило применить это слово — "конструкция", а тут оно само просится на уста. Конструкция уже в том, чтобы соединить в романтической авантюре двух людей почтенного возраста — sexagenarian (это те, кому за шестьдесят) Кустурицу и разменявшую полтинник Беллуччи.

Они изо всех сил молодятся, преодолевая закон гравитации и взлетая в небеса, прячутся в колодце, дыша через соломинку, она зашивает любимому простреленное ухо, но ни разу не возникает впечатления, что их хоть что-то объединяет, кроме умозрительного режиссерского замысла. Столь же трудно веришь в любовь фатальной фемины к фильму "Летят журавли", который она со слезами на глазах просматривает на досуге.

Еще не так давно Кустурица считался принцем балканского кино и надеждой мирового: он побеждал западных европейцев оружием драйва и темперамента. Можно было бы сказать, что режиссер привел свой уникальный мир к деградации, отключив его главную составляющую — эмоцию. Конечно, он в этом не признается, наоборот, нагнетает ее, выставляет напоказ.

Но эмоция, не подпитанная идеями и рефлексией, становится формальной, уничтожает саму себя. Витальный и брутальный мир Кустурицы блекнет, становится карикатурным и бесполым. И остается только надеяться, что какая-то мистическая сила вдохнет в него новую жизнь.

Андрей Плахов

МинПром   

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢