Выход налево

В берлинском театре Hebbel am Ufer (HAU-3) в рамках проекта "Утопические реальности — 100 лет современности с Александрой Коллонтай" до 23 января проходят показы российского проекта "Eternal Russia", придуманного и осуществленного театральным критиком и куратором фестивалей Мариной Давыдовой, художником Верой Мартынов и композитором Владимиром Ранневым. Выбраться из "Вечной России" пыталась АЛЛА ШЕНДЕРОВА.

"Eternal Russia" — это инсталляция, перформанс с немым кино и видео, но прежде всего квест, в котором зритель бродит по трем этажам здания, каждый раз выходя не из той двери, в которую вошел. Неизменными оказываются только красная табличка "Аварийный выход", вой сирены и голос, объясняющий, что помещение надо срочно покинуть. Собственно, в России так все и всегда: неожиданно, срочно, опасно для жизни. И тут, конечно, сразу вспоминаешь известную фразу о том, что вся наша история — история спецопераций. Впрочем, идеолог "Eternal Russia" Марина Давыдова историю России рассматривает иначе: как историю гибели левых идей и тотального торжества мещанского вкуса.

Поначалу зрители рассаживаются в маленьком театральном зале. Там, где должна быть сцена, расположена большая алая дверь со светящимися буквами "Welcome to Eternal Russia". Через эту будто охваченную пламенем дверь зритель попадает в некий гибрид Летнего сада и Зимнего дворца, где на одной стене висят портреты великих утопистов, мечтавших о реформах российской власти, от Радищева и Новикова до Керенского, на другой — тревожные плакаты времен Первой мировой и мониторы с кадрами военной хроники, на третьей, как бы во главе стола, висит портрет Николая II, а на столе среди фарфора и яиц Фаберже стоит нимфа из Летнего сада.

Есть здесь и выполненные в натуральную величину манекены: цесаревич в матроске и горничная в крахмальном фартучке. По замыслу авторов, здесь должны были быть и некий крестьянский уголок, и даже крошечное еврейское местечко — черта оседлости, к началу XX века не существовавшая ни в одной стране, кроме России. Реализовать это не удалось (проект оказался слишком масштабным даже для HAU), а рассказ про все милые особенности нашей истории звучит позже — на одной из лекций, которые называются "утопиями".

Но прежде чем зритель попадет в зал для утопий, пространство царской России наполнится звуками: композитору Владимиру Ранневу удается собрать, спрессовать воедино записи реальных голосов Петра Чайковского, Льва Толстого, Марии Ермоловой, Николая II — мощнейшие, глумливо заикающиеся аккорды воспринимаются как последние всполохи исторической памяти (кто из нас сейчас вспомнит голос Ермоловой?). Свет вдруг гаснет, а пространство начинает вибрировать, словно перед землетрясением или на спиритическом сеансе: отчаянно звенит фарфор, статуя едва не спрыгивает со стола, по портретам скользит луч — вот-вот ударит шаровая молния. Публику спешно эвакуируют в зал "Утопия N1", копирующий рабочий клуб, спроектированный Александром Родченко для Парижской выставки в 1925-м.

Красные лавки, белый потолок, на стенах — плакаты конструктивистов и супрематистов. Очень красиво. Вот только, как рассказывает с экрана ироничный артист Сергей Чонишвили, реализовать идею клуба так и не удалось, как, собственно, и большинство левых идей в России. Краткий экскурс в историю, с упоминанием князя Дмитрия Голицына, пытавшегося превратить Россию в конституционную монархию еще при Анне Иоанновне, становится прологом к возвращению в первый зал, где на столе среди черепков фарфора теперь красуется ствол обугленной березы, к шеям статуй привязаны веревки для сушки белья, а на полу среди куч мусора лежит кукла-горничная с неестественно вывернутыми ногами.

И даже талантливым плакатам времен "Окон РОСТА" не удается перекрыть это привычное с детства ощущение — генетическую тоску по уничтоженному прошлому. Художнице Вере Мартынов удается сгустить ее до ужаса: "Утопия N2" происходит в темном зале, пол которого устелен чем-то мягким, вязким, крошащимся. Когда входишь с освещенной лестницы в темноту, кажется, что под ногами перегной. Или та самая лагерная пыль, в которую по воле Сталина обратились миллионы.

"Мне подменили жизнь" — именно эта строчка Ахматовой вспоминается, пока разглядываешь в сумерках портреты искалеченных эпохой деятелей искусства, слушаешь звучащий из монитора рассказ о сталинской реставрации — новой монархии, куда более кровавой и безвкусной, чем царская. Длинный стол в первом зале теперь будет оформлен сталинским ампиром, в углу появится советский иконостас: в центре — вождь, по бокам — канонизированные деятели искусств.

Как явствует из текста Марины Давыдовой, тоталитаризм всегда начинается с торжества мещанского вкуса и дискредитации всего левого. Так, большевики ловко захватили власть, дискредитировав левую идею, Сталин — задушил все революционные свободы и все ростки авангарда. Самой остроумной иллюстрацией этого удушения оказывается немая "фильма", показывающая инициированное Александрой Коллонтай движение "Долой стыд!" и советское ханжество, пришедшее ему на смену. В этой "фильме" по экрану голышом бегает стайка московских артистов, на которых взирают две старорежимные красотки в непревзойденном исполнении режиссера Константина Богомолова и артиста Сергея Епишева.

После этого актерского пиршества совсем не тянет в зал "Eternal Russia-4", соответствующий нашему времени. Вернее, той предсказанной Сорокиным России, где на плакатах, стилизованных Верой Мартынов, герб царской России накрыл современный триколор, а из-под него торчит уже не герб, а сотни расползающихся жучков; статуи Летнего сада одеты в кружевное белье, а в портретной галерее только один портрет — размноженное изображение Мамышева-Монро в образе президента Путина. Зато во главе стола красуется двойной, как в игральных картах, портрет: сверху вроде Николай II, снизу — отец народов.

Этот финальный эпизод инсталляции почти дословно пересекается с нашумевшими "Братьями Карамазовыми" Франка Касторфа, которые в эти же дни идут в берлинском театре "Фольксбюне". Действие романа Достоевского перенесено в современность, персонажи без конца крестятся, но в доме, неподалеку от огромного изображения Иисуса, на стене намалеван чекистский лозунг "Не болтай!". Снова и снова на него натыкаясь, вдруг понимаешь, чей портрет стоило бы добавить к иконостасу "Eternal Russia": голографический лик Достоевского, который парил бы в каждом зале, лукаво подмигивая: мол, я же вас предупреждал.

МинПром

    

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢