В опере рассмотрели кино

Спектакль "Написано на коже" на Новой сцене Большого театра показан в рамках гастролей фестиваля Экс-ан-Прованса в Москве. Считающаяся шедевром современной оперной режиссуры, работа британки Кейти Митчелл особенно интересна своей связью с кинематографом и другими формами современной визуальности. Эту связь прослеживает Андрей Плахов.

Зритель, даже достаточно искушенный, сначала испытывает легкое отчуждение при звуках атональной музыки Джорджа Бенджамина (некоторые и постфактум жаловались, что "не запомнили ни одной арии"). Однако уже к середине первого акта (всего их три) происходит погружение, а к финалу кажется, что опера действительно у тебя "написана на коже" чуть ли не кровью.

Надо отдать должное певцам, поднимающим на высокие оперные котурны любовный треугольник, пусть модернизированный по сравнению с классическим. Великолепны все. И баритон Джереми Карпентер в роли Хозяина-землевладельца, добропорядочного тирана, в котором жестокость эпохи чумы и крестовых походов не исключает благих порывов. И контратенор Тим Мид в образах Ангела I и Юноши-мастера, который по заказу Хозяина изготавливает "книгу жизни" с миниатюрами.

И сопрано Вера-Лотта Бекер — Агнесса, неграмотная, поначалу покорная, а потом бунтующая жена Хозяина и возлюбленная Юноши: она — эмоциональная вершина треугольника. Эти актерские воплощения контролируются чрезвычайно искусной режиссерской рукой. Чувства, вызываемые спектаклем, не были бы столь сильны, если бы не мощный идеологический, интеллектуальный контекст, которому в конечном счете подчинены и драматическое действие, и эротический саспенс, и развитие музыкальных тем.

Режиссерскую руку Кейти Митчелл можно было оценить на проходившей в Электротеатре выставке под названием "Пять истин". То, что в данной инсталляции природа и подвиды театральности ХХ века представлены через видеопроекцию, может показаться сугубо технологическим приемом. Но это не так. В "Написано на коже" режиссер избегает камер и экранов, присутствующих в спектаклях мультимедийного театра, в котором еще совсем недавно преуспела и сама Митчелл, однако возникает обратная связь: отточенная театральность оборачивается кинематографичностью.

Декорация Вики Мортимер представляет собой в разрезе дом из двух этажей, в каждом сегменте которого протекает свое действие, и все вместе напоминает полиэкран. Мы словно присутствуем на сеансе окончательного монтажа, который рождается из замедленных кадров — как бы заснятых в рапиде гипнотизирующих движений актеров. Средневековый сюжет "съеденное сердце" деконструирован драматургом Мартином Кримпом в эстетике "пост-театра", а "активная режиссура" Кейти Митчелл как бы собирает его заново.

Происходящее комментируется современным рассказчиком — вместо того чтобы быть прямо показанным. И тут опять ключевую роль играют не традиции классической оперы (хотя очевидны переклички и с "Травиатой", и с "Пеллеасом и Мелизандой", и с "Воццеком"), но опыт кинематографа.

Режиссер насыщает спектакль близкими ей мотивами репрессированной женской сексуальности и травестии мачизма, привлекая множество ассоциаций из фильмов любимого ею Бергмана, а также Пазолини ("Теорема") или, как мне видится, Жака Деми ("Парковка"). Особенно часто вспоминается Питер Гринуэй раннего периода, завершившегося блистательным гротеском "Повар, вор, его жена и ее любовник", где Вор-нувориш заставляет изменницу-жену отведать жаркое из тела своего любовника (в "Написано на коже" Хозяин угощает Агнессу сердцем возлюбленного). А в "Записках у изголовья" героиня-каллиграф пишет эротические стихи на коже своих любовников.

Поздний Гринуэй все чаще заменяет фильмы инсталляциями, предпочитает самовыражаться в музейных мультимедийных проектах и любит эпатировать высказываниями типа: "Вы знаете, что кино умерло? Если нет, то вы просто дурак". Он по-своему прав: кино как искусство в высшем авторском выражении осталось в прошлом. И если оно сегодня возрождается, то скорее в театре, а не в кинотеатре. Впрочем, оперу хоронили, кажется, еще в конце позапрошлого столетия, и что?

Митчелл не одинока, и многое из сказанного можно применить к оперным постановкам других крупных режиссеров — от покойного Патриса Шеро до здравствующего Михаэля Ханеке. Но в данном случае результат особенно нагляден: вечный сюжет сохраняет черты архетипа, ангелы и прочие персонажи переживают все новые воплощения, Юноша, пишущий на коже, возрождается в облике хипстера, средневековая трагедия заново разыгрывается на угадываемом фоне парковки, мола, бетонных стен и международного аэропорта, где "собирают мили". Искусство побеждает жизнь в большом времени, а жизнь берет реванш в каждый ее момент.

МинПром

    

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢