Малера почтили стоянием

В Перми стартовал Дягилевский фестиваль. В первый вечер под управлением его художественного руководителя Теодора Курентзиса прозвучали Симфония N1 Густава Малера и Скрипичный концерт Альбана Берга (солист Айлен Притчин). Днем позже была вручена единственная в России премия для молодых музыкальных критиков "Резонанс". На открытии побывал Илья Овчинников.

О том, что Дягилевский фестиваль — форум международного класса, можно лишний раз не говорить. Здесь выступают исполнители с мировыми именами, и, что не менее важно по отечественным меркам, здесь делается все для того, чтобы фестивальная атмосфера ощущалась круглые сутки.

Это и просветительская составляющая — лекции, мастер-классы, выставки, кино- и видеопоказы, обсуждения событий форума, встречи с его участниками; это и местные ноу-хау — полуночные гала без объявления программы, где солисты играют в полутьме, а теперь еще и концерты в четвертом часу утра. Многие слушатели прилетают издалека буквально на день-другой, собираясь приехать и через год, и через два.

Дягилевский — не первый и не единственный подобный фестиваль в нашей стране, удаленный от обеих столиц: форумы сопоставимого уровня проходят и в Екатеринбурге, и в Новосибирске. Однако именно Дягилевский в этом году как нельзя более зримо вписан в европейский контекст: за несколько дней до открытия базовый коллектив форума musicAeterna гастролировал в Венеции.

Там музыканты почтили память Дягилева и Стравинского, сыграв у их могил Адажиетто Малера, прославленное фильмом "Смерть в Венеции". А вскоре Курентзис и musicAeterna отправляются на Зальцбургский фестиваль, где проведут несколько недель и среди прочего сыграют ту же программу, что звучала сейчас на открытии в Перми.

Симфонии Малера — почти такой же долгосрочный и амбициозный проект Курентзиса, как и оперы Моцарта, из которых поставлены и записаны пока три. В прежние годы в финале Дягилевского исполняли симфонии Третью, Пятую, Шестую, которую год назад повторили и в Москве, вызвав бурю дискуссий. Теперь очередь Первой; вопреки традиции, ею увенчали открытие, отдав закрытие Стравинскому. Сочинение часовой длины оркестр фестиваля — коллектив musicAeterna, дополненный сильнейшими оркестрантами и солистами,— играл стоя, как принято в барочных ансамблях.

Год назад музыканты записали Шестую, теперь дело идет к записи Первой, и это слышно: одни эпизоды, такие как картина пробуждения природы в самом начале, проработаны до мелочей, словно оркестр уже в студии. В других, как в финале, темпераментность исполнения преобладала над проработанностью деталей.

В третьих, как в начале траурного марша, где звучали лишь литавры и тоскливое соло контрабаса, думалось лишь о том, каким гением был Малер — и порой это лучшее, чего может достичь интерпретатор. На бис сыграли то самое Адажиетто, проложив еще один мост — от Венеции к Перми.

Главным событием открытия стал скрипичный концерт "Памяти ангела" Берга в прочтении Айлена Притчина. Притчин, давно изучавший концерт Берга, но прежде не игравший его на сцене, взял в этот вечер новую высоту. Опытный мастер, победитель конкурса имени Лонг и Тибо, он неоднократно играл в крупнейших залах и как солист, и за первым пультом musicAeterna.

Однако трудно воплощать свою интерпретацию рядом с таким харизматичным музыкантом, как Курентзис,— казалось, он почти гипнотизирует скрипача. Рубежом исполнения стало преодоление этого притяжения, когда и дирижер, и солист в равной мере оказались лидерами. Притчин стал заслуженным триумфатором первого отделения, закрепив успех фрагментом Третьей сонаты Баха. Бах звучал и в начале: его хорал Es ist genug, цитирующийся в концерте Берга, спел хор за сценой.

Днем позже вручили премию "Резонанс", жюри которой возглавил в этом году критик и композитор Петр Поспелов. Церемония сопровождалась концертом знаменитого итальянского ансамбля старинных инструментов Micrologus, игравшего карнавальную музыку Ренессанса. В номинации "Лучший критический текст" премию I степени получил Александр Рябин, премии II и III степени — Антон Светличный. Спецприз присужден Полине Дорожковой, спецпремия жюри — Марине Монаховой и Екатерине Бабуриной.

В номинации "Лучшее СМИ, пишущее об академической музыке и музыкальном театре" премия присуждена сайту Colta.ru. Почетную премию "За вклад в развитие театрально-музыкальной критики" получила из рук Теодора Курентзиса обозреватель "Ъ" Татьяна Кузнецова, из публикаций которой складывается уникальная хроника российского балета.

До конца фестиваля в Перми выступят пианисты Алексей Любимов и Антон Батагов, виолончелисты Натали Клайн и Брюно Коксе, певица Пола Муррихи и другие. 25 мая фестиваль завершат три премьеры — три постановки балетов Стравинского, юбиляра нынешнего года и постоянного композитора–резидента фестиваля, как назвал его Курентзис.

МинПром

    

Новини

1 Травня 2024

НКРЕКП нарешті затвердила обсяг підтримки зелених електростанцій за 5 місяців 2023 року

Через санкції прибуток Металоінвесту скоротився на 36%

У Чилі розраховують на збільшення обсягів видобутку міді

Vale, BHP та Samarco пропонують $25,4 млрд на ремонт після обвалення греблі у 2015 році

Вступ України обійдеться Євросоюзу у кругленьку суму – Deutsche Welle

Підвищення акцизу на пальне стане ударом для всіх українців

Австрійська влада застерігає Raiffeisen bank від угоди з Дерипаскою – Reuters

У квітні бізнес позитивно оцінив поточні результати своєї діяльності

Україна вийшла на довоєнні показники експорту – Свириденко

Samarco, Vale та BHP запропонували сплатити 25 млрд дол штрафу за прорив дамби в 2015 році

Acciaierie d’Italia планує у майбутньому виробляти 6 млн тонн сталі на рік

Сенат США підтримав заборону на імпорт російського урану

Ціна на залізну руду в поточному році перевищить $100/тонна

ВВП у ЄС зріс на 0,3% 

Держбюджет у квітні отримав майже 154 млрд грн податків 

В Yasno жаліються, що кияни не сплачують рахунки за електрику

ВСІ НОВИНИ ⇢