Музыка для глаз

Две важные оперные премьеры Зальцбургского фестиваля доверены в этом году не режиссерам в конвенциональном смысле, а художникам.

Одна из них — «Воццек» Альбана Берга, поставленный знаменитым южноафриканцем Уильямом Кентриджем. В оперном деле он отнюдь не новичок, но еще никогда его манера и его образность не были так идеально уместны, как в нынешнем грандиозном и мрачном зальцбургском «Воццеке», считает Сергей Ходнев.

Это не первый и даже, очевидно, не десятый раз, когда постановка «Воццека» строится на ассоциациях с Первой мировой войной. Странная пьеса Георга Бюхнера о сходящем с ума солдате, ставшая основой либретто, была написана еще в 1837-м, но Берг впервые увидел ее на сцене за считаные недели до выстрела в Сараево. Травмирующему и иррациональному опыту дальнейших событий (который включал и собственное пребывание тридцатилетнего композитора на фронте), как считается, опера многим в своем эмоциональном строе обязана.

Но весь вопрос в том, как эти ассоциации проявить. У Кентриджа (вместе с ним над спектаклем работали сценограф Сабина Тейниссен и видеохудожница Кэтрин Мейбург) на сцене громоздится аморфная конструкция, больше всего напоминающая руины разбомбленного дома. Груды досок, мебельный хлам, мостки, чудом уцелевший громадный шкаф — в нем разместится потом «кабинет» Доктора, из него же появятся кабацкие музыканты.

Коробка сцены, словно нутро дырявого чемодана беженца, оклеена какими-то ветхими картами, газетами и таблицами, но этого почти не видно, потому что сцену буквально заливают виртуозно сделанные проекции. Оживают схемы военных действий, мелькают абсурдистские черно-белые ролики, сомнамбулической чередой наплывают друг на друга угольные и карандашные рисунки с пейзажами и интерьерами, упоминающимися в либретто.

Изуродованные головы, марширующий мальчик-калека, монструозная лошадь-кадавр, противогаз, пялящийся пустыми глазницами, словно череп, руины, аэропланы и цеппелин: образы частью подсказаны либретто, частью историческим контекстом Первой мировой, а частью и обычным кругом тем самого художника. Однако поразительнее всего то, насколько органично все они сплавляются друг с другом. И то, насколько этот жуткий горячечный сплав выигрышно подходит берговской музыке.

Соблазн сопоставить «Воццека» с немецким искусством 1920-х, прочитать его через живопись и графику Отто Дикса или Макса Бекмана, приправленные пространственными эффектами фильмов Роберта Вине,— вещь предсказуемая. Но попытка просто стилизовать спектакль «под экспрессионизм», путь хоть и интересный, от совершенно мертворожденного результата не гарантирует. Вместо этого зальцбургская постановка показывает тотальную работу большого современного художника, которая немецкому экспрессионизму оказывается предельно созвучна — так, что необязательно даже заглядывать в альбомы, для того чтобы это ощутить.

Единственная проблема Кентриджа в этом спектакле — то, что он при всей своей художнической чувствительности к музыке как таковой довольно мало интересуется психологией и вообще приватным человеческим измерением своих героев. (И даже в роли ребенка Воццека и Мари он предпочел выпустить на сцену не живое дитя, а пугающую тростевую куклу — опять-таки в противогазе.) Жаль, поскольку в его распоряжении оказались не просто первостатейные певцы, но и очень хорошие артисты.

В результате Маттиас Гёрне, едва ли не лучший сегодняшний Воццек, при изумительной вокальной работе не играет спятившего от фронтовых ужасов солдата или задавленного средой «маленького человека», а изображает статичную маску безумия. А Асмик Григорян, в придачу к красивому свежему сопрано продемонстрировавшая еще и превосходный контакт с самой берговской стилистикой, получила роль совсем неглубокую: повздыхала-повздыхала насчет трудной жизни, отдалась другому, продолжила вздыхать, погибла. Тут уже недалеко до совсем гротескных, хотя роскошно спетых Капитана (Герхард Зигель), Тамбурмажора (Джон Дашак) и Доктора (Йенс Ларсен).

Тем интереснее именно в таком контексте выглядит дирижерская работа Владимира Юровского — точная, строгая, интеллектуальная, всегда внимательно подающая не только драматургическую логику, но и формальную структуру берговской партитуры с ее фугами, инвенциями, вариациями и пассакалиями. А в сопоставлении с визуальным рядом кажущаяся подчеркнуто стройной и рациональной вдвойне. Но, пожалуй, именно этот контраст делает в случае «Воццека» тяжелое, мучительно причудливое, колоссальное, некомфортное зрелище еще и неотразимым.

МинПром

    

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢