Ваяние с объяснением

Московский Мультимедиа Арт Музей (ММАМ) при поддержке фонда «Искусство, наука и спорт» Алишера Усманова представил выставку одного из самых значительных скульпторов ХХ века — Константина Бранкузи. Рассказывает Игорь Гребельников.

Все экспонаты выставки — из Центра Помпиду, обладающего самой большой коллекцией работ Константина Бранкузи (1876–1957): за год до смерти скульптор завещал Франции свою мастерскую в районе Монпарнаса со всем ее содержимым — 137 скульптур, 87 пьедесталов, рисунки и более 1600 фотографий.

Следуя воле художника, музей хранит работы Бранкузи в неприкосновенном порядке, как мемориал, и на выездные выставки выбираются лишь те скульптуры, которыми пополнилась музейная коллекция помимо завещания.
На выставке в ММАМ — пять таких скульптур, представляющих разные техники мастера (гипс, дерево, бронзу, мрамор), и десятки черно-белых фотографий, снятых самим Бранкузи.

Снимки не только представляют его творческую биографию в целом, но и передают многообразную смену ракурсов, столь важную для прочтения работ Бранкузи. Эти фотографии учат тому, как смотреть его скульптуру: как скользить взглядом вокруг «Спящей музы» (на выставке работа представлена в двух вариантах — в гипсе и бронзе), чтобы безупречно гладкий овал постепенно проявился едва намеченными чертами женского лица.

Или как медленно переводить взгляд сверху вниз по его «Бесконечной колонне» и почувствовать, как эти 30 метров одинаковых ромбовидных чугунных блоков растворяются в небе (в таком виде работа установлена на родине художника, в румынском городке Тыргу-Жиу, но на выставке есть фотографии и других ее вариантов).

Объяснять, как понимать его скульптуру, и даже доказывать, что это произведение искусства, Бранкузи доводилось не раз. В 1920 году Салон независимых в Париже отверг его бронзовую «Принцессу Х» — уже признанного и в Америке, и в Европе автора обвинили в непристойности: женская фигурка, соединяющая голову и грудь длинной шеей, напоминала фаллос. Хотя, судя по фотографиям Бранкузи, он и сам провоцировал такое прочтение: стратегия публичного скандала была уже опробованной практикой.

А в 1927 году одну из его самых знаменитых работ, «Птицу в пространстве», не раз повторенную в бронзе и мраморе, американская таможня отказалась впустить в страну как произведение искусства. За нее требовали повышенную пошлину как за предмет кухонной утвари, и только после судебного разбирательства запрет был отменен. «Объект имеет гармоничные линии, и хотя соотнести его с птицей довольно затруднительно, он тем не менее приятен на вид и чрезвычайно декоративен»,— объясняло невеждам постановление суда.

На материале фотографий и документальной кинохроники выставка подробно описывает путь Бранкузи — от подражаний Родену, в мастерской которого он проработал месяц, до работ, совершивших модернистскую революцию в скульптуре, ставших предтечами минимализма и очевидно повлиявших на Луиз Буржуа, посещавшей его мастерскую в Париже. Сын румынского крестьянина, в 25-летнем возрасте отправившийся пешком в Париж, легко и быстро получивший признание в кругу авангардистов (среди его друзей — Марсель Дюшан, Эрик Сати, Эзра Паунд), Бранкузи оказался восприимчив к передовой художественной моде — примитивному искусству, кубизму и, судя по обилию полированной бронзы, к ар-деко.

А освоив тонкости фотографии (не без присмотра гениев — Мана Рея, Альфреда Стиглица, Эдварда Штайхена), он сам, облегчив работу искусствоведам, позаботился о том, чтобы рассказать, как фигуративное трансформируется в абстрактное, как образ становится чистой идеей, как фактура обретает самодостаточность, причем в самых простых формах.

Все это можно и непосредственно ощутить на московской выставке рядом с гипсовым «Торсом юноши», упрощенным до трех соединяющихся цилиндров туловища и ног, но именно в этом минимализме обретающим искомую мощь, или с табуретом из акации, при всей брутальности поражающим гармонией изогнутых линий и пропорций. Конечно, жаль, что скульптур Бранкузи на выставке так мало,— но зато мы теперь знаем, что видеть в его изваяниях, хранящихся в крупнейших мировых музеях.

МинПром

 

    

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢