Гоголь-центр показал свое все

Работу над «Маленькими трагедиями» «Гоголь-центр» заканчивал в экстраординарном режиме: режиссер спектакля и худрук театра Кирилл Серебренников в конце лета был арестован и в репетициях перед выпуском участия не принимал.

Тем не менее премьерная серия не только состоялась по расписанию, но и показала, что Серебренников и его команда — игроки высшей лиги в современном театре. РассказываетОльга Федянина.

С авральной ситуацией «Гоголь-центр» справился абсолютно профессионально, заслуженно получив в конце стоячую овацию переполненного зала. Утверждать, что обстоятельства выпуска никак не сказались на спектакле, было бы очень плохим комплиментом и режиссеру, и его театру. Тем более что это неправда. Сказались: в нескольких сбоях ритма, в тайминге отдельных эпизодов, в переходах.

Но эти же самые обстоятельства позволяют с редкой ясностью увидеть, почему Кирилл Серебренников и его команда — игроки высшей лиги в современном театре. Здесь нет парадокса: чтобы понять, как работают часы, на них надо смотреть без крышки — в данном случае по независящим от театра причинам осталась слегка приоткрыта крышка спектакля.

Там, под крышкой, самая серьезная работа Серебренникова за последние несколько сезонов — и самая размашистая. Он никогда не был режиссером одного приема или одного стиля, но тут уже не приемы, а целые смежные виды искусства и жанры выходят на подмостки: от электронной музыки до телевидения, от реди-мейдов до инсталляций. Актеры не просто пластичны, они временами работают на грани акробатики «нового цирка» (режиссер выпуска и режиссер по пластике — Евгений Кулагин).

К этому добавляется аутентичный рэп: приглашенная звезда пушкинского спектакля — рэпер Хаски со своими «черными-черными» ритмами и рифмами. За соединение элементов отвечает феноменальная постановочная изобретательность, которую жалко переводить в спойлеры,— редкий случай в практике театрального рецензента.

Текст Пушкина, подчиняясь сложному алгоритму, разделяется на живую декламацию и титры — тема обретения слова, диалога немоты и речи, становится сквозной для спектакля. Все четыре пушкинских сюжета разыграны, как связанные друг с другом, но у каждого есть и свое «о чем», локальное высказывание. Сильнейшее из которых занимает первую треть спектакля и включает стихотворение «Пророк» и «Моцарта и Сальери»: проникновенная и брутальная история о том, что человек не выбирает, быть ему художником или не быть, а если быть, то каким именно.

Выбор сделан за них и без них — будь то Пророк, Моцарт (оба — Филипп Авдеев) или Сальери (Никита Кукушкин). «Скупой рыцарь» — история не про скупость старика (Барон — Алексей Агранович), а про убийственный заговор молодости (Альбер — Гоша Кудренко, Герцог — Евгений Романцов). «Каменный гость» — комедия эгоцентризма космического размаха (Дон Гуан — Семен Штейнберг, Донна Анна — Светлана Брагарник и Виктория Исакова). «Пир во время чумы», в котором «чума» — это одновременно и останки советской империи, и неотвратимая беккетовская старость, не столько самостоятельная история, сколько итог предыдущих трех, тоскливый и парадоксально обнадеживающий одновременно.

Серебренников не «интерпретирует» Пушкина, он отправляет его в художественную среду, где пафос классической декламации сосуществует с иронией соц-арта, тоталитарным ритмом городского фольклора и документальностью новостного шума. Спектакль — то смысловое пространство, которое возникает во время этого путешествия и в котором пушкинский поэт-пророк и рэпер Хаски встречаются друг с другом на слове «жги!».

Способность организовать пространство, в котором стихи Пушкина, цитаты из поп-арта и голливудских блокбастеров, мелодия Леонида Федорова и народная артистка Российской Федерации Светлана Брагарник играют один и тот же спектакль,— это и есть самая современная ипостась театрального искусства. Собирать себя не как результат отсечения лишнего, а как процесс присоединения контекстов — так устроены эти «Маленькие трагедии».

Но так устроен и весь театр Серебренникова. Так вообще устроен его режиссерский талант — он антимаргинален, ему на сцене (и в зале) интересен диалог разнородностей, а не механизм исключения посторонних.

Эта способность, кстати, делает его театр не только очень современным, но еще и очень устойчивым — как убедились зрители премьерной серии, «Маленькие трагедии» «Гоголь-центра» с честью выдержали даже незапланированное соавторство Следственного комитета.

МинПром

    

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢