Па-де-сезон

В Opera Garnier прошел гала-концерт, организованный меценатами Парижской оперы и приуроченный к открытию балетного сезона-2017/18. В программе две парижские премьеры — «Фавн» Сиди Ларби Шеркауи и «Trois gnossiennes» Ханса ван Манена, а также «Бриллианты» из «Драгоценностей» Джорджа Баланчина. Из Парижа — Мария Сидельникова.

Из всех традиций Парижской оперы гала к открытию сезона — самая молодая. Опытнейший интендант Стефан Лисснер подсмотрел ее в европейских театрах и перенес на парижскую сцену три года назад, когда заступил на директорский пост. Красная дорожка на входе в Opera Garnier, утопающая в живых цветах центральная лестница, пышный ужин и самые знаменитые, богатые и влиятельные почитатели балета со всего мира.

За один вечер меценаты получают все лучшее, на что способен балет Парижской оперы, труппа же, в свою очередь, получает благотворительные евро на сезон вперед. Главный организатор гала — ассоциация AROP, которая в год приносит театру не менее €10 млн. Говорят, что среди ее членов немало русскоговорящих дарителей, однако французский балет они предпочитают поощрять анонимно.

Гала — событие не только светское, но и художественное. По его программе можно судить о вкусах и приоритетах худрука, а по артистам — о состоянии труппы. Орели Дюпон — а для нее это первый самостоятельный сезон — осталась верна себе, сделав ставку на разнообразие. В меню — классика, неоклассика и contemporary, Джордж Баланчин, Ханс ван Манен и Сиди Ларби Шеркауи.

На аперитив — традиционное дефиле, которое в 1946 году прописал на парижской сцене французский киевлянин Серж Лифарь, и с тех пор этот уникальный парад балетных сил — от «крысят» школы до этуалей труппы — стал мировой маркой балета Парижской оперы.

Бельгийский хореограф Сиди Ларби Шеркауи — один из тех немногих современных бунтарей, кого не просто приглашают ставить в мировые классические труппы, но кем восторгается даже самая консервативная публика. И премьера его «Фавна» на парижском гала — лишнее тому доказательство.

Это па-де-де на музыку Клода Дебюсси по следам «Послеполуденного отдыха фавна» Вацлава Нижинского Шеркауи придумал в 2009-м к столетию дягилевских «Русских сезонов». За прошедшие годы эту постановку показывали повсюду, в том числе и в России, но до Парижской оперы она добралась только сейчас. Формально «Фавн» бельгийца — это набор акробатических трюков и поддержек в скупых декорациях сумрачного леса.

Вдохнуть в них животную страсть под силу только большим артистам, таким как Марк Моро и Жюльетт Илер (дочь балетного худрука Музтеатра Станиславского Лорана Илера). Их натренированные тела пульсировали распаленной плотью и, казалось, подчинялись не балетным канонам, а звериным инстинктам. Сексуальное напряжение достигало такой интенсивности, что от малейшего соприкосновения подушечками пальцев искры летели под потолок, расписанный Шагалом.

После этого минималистские «Trois gnossiennes» Эрика Сати в постановке голландского хореографа Ханса ван Манена выглядели так, словно публику обдали ледяным душем. 85-летний ван Манен — живой классик, автор сотни балетов и лауреат всевозможных мировых премий. Поэтому кажется невероятным, но в Парижскую оперу его пригласили впервые. И это событие как для артистов, так и для публики.

В парижской труппе ван Манен нашел свою балерину — этуаль Людмилу Пальеро, чье дисциплинированное тело без запинок проговаривало хореографическую партитуру. Ее партнер — свежайшая этуаль труппы Юго Маршан — щеголял рельефом обнаженного торса, но был слишком самоуверен и сосредоточен на себе, чтобы их дуэт можно было назвать удачным.

Под финал вечера заготовили проверенные «Бриллианты» на музыку Чайковского из триптиха «Драгоценности» Джорджа Баланчина (вообще-то коронным балетом парижан считаются «Изумруды», но вечер явно располагал к камням подороже). Оммаж русской балетной школе доверили исполнять Мириам Ульд-Брам — этуали опытной, но не отличающейся ни апломбом, ни яркой харизмой, ни безупречной техникой, всем тем, что для Баланчина было синонимом русского балета.

Кроме того, ее постоянного партнера Матиаса Эймана в последний момент заменили молодым Жерменом Луве, который еще не успел привыкнуть к техническим слабостям Ульд-Брам. Впрочем, его в пробелах техники не упрекнешь: большие пируэты a la seconde он открутил так чисто и стремительно, что зал взорвался аплодисментами.

Оценить блеск парижской труппы в «Драгоценностях» простые зрители смогли уже на следующий вечер — балет Баланчина в Opera Garnier идет до октября, а вот «Trois gnossiennes» и «Фавн» так и остались удовольствием для избранных. Правда, говорят, что балет Шеркауи Орели Дюпон все-таки планирует включить в репертуар на следующий сезон.

МинПром

    

Новини

17 Листопада 2025

Трамп заявив, що Великобританія має відмовитися від вітрогенераторів

Fitch втретє підтвердило обмежений дефолт України

На Закарпатті відновили видобуток солі 

Окупанти вночі атакували порт Ізмаїл: пошкоджені обладання та цивільні судна

В Європі з’явився найбільший на континенті завод із виробництва рідкісноземельних магнітів

Оман переходить на зелену сталь і може очолити глобальний тренд – EEFA

Найбільший російський порт відновив завантаження нафти після української атаки – Reuters

Імпорт товарів в Україну вдвічі перевищив експорт – Держстат 

Українці почали активніше купувати вантажівки

Євросоюз підтримав наміри США щодо видобутку газу в Середземному морі

14 Листопада 2025

ЄС бореться з викидами: 12 країн скоротили CO2, 14 – збільшили

“Зимова тисяча” Зеленського стартує завтра: допомогу отримають понад 14 млн українців

Китай скоротив виробництво сталі

Імпорт алюмінію зріс на 15%

МВФ наголошує на важливості антикорупційних реформ після скандалу в енергетиці України

Voestalpine попереджає про можливі скорочення через падіння продажів трубної продукції

ВСІ НОВИНИ ⇢