Музыка устроила сцену

«Альцина» в постановке Кейти Митчелл, впервые показанная на фестивале в Экс-ан-Провансе в 2015 году, в соответствии с договором о копродукции переехала в Москву с новым составом солистов.

И, как считает Юлия Бедерова, превратилась на Новой сцене Большого театра в блестящий драматический спектакль в сопровождении прекрасной музыки.

«Альцина» — третий спектакль одного из самых именитых и непредсказуемых режиссеров европейской оперы Кейти Митчелл, который представлен в Большом. И в отличие от первых двух («Trauernacht» по кантатам Баха и «Написано на коже» Джорджа Бенджамина) это не гастрольный, но репертуарный проект. Следующая серия показов намечена на март, еще две ожидаются в следующем сезоне.

Спектакль, сделанный в ювелирной режиссерской манере, которая легко узнается по детективному наслоению рисунков и мотиваций, сложной оптике, количеству трюков, тонкости психологической ткани и жесткости интерпретации, переехал в Большой без присмотра самой Митчелл и с новым ансамблем исполнителей.

Вместо Патрисии Петибон и Филиппа Жарусски в главных партиях Хизер Энгебретсон (Альцина) и Дэвид Хансен (Руджеро). Анна Аглатова (Моргана), Григорий Шкарупа (Мелиссо) и Алексей Кореневский (Оберто) — российская часть каста, аккуратно дополняющая цельный, тщательный по отношению к драматургической интриге сценический ансамбль.

Генделевский конфликт чудесного с прозаическим в опере, сочиненной для Ковент-Гардена с его театральной машинерией по последнему слову техники и в 1735 году призванной поразить публику колдовским обаянием уходящего барокко, шекспировскими призраками и волшебными спецэффектами, Митчелл, как известно, показывает через раздвоение персонажей, пространства и времени.

До смешного простая, ясная мысль и ее кинематографически виртуозное воплощение, когда каждый сантиметр драмы насыщен сценическим действием, мотивациями, рифмами, подробностями, сменами планов и взглядов, превращают коллизию «Альцины» в беспросветную трагедию.

Зачарованный остров — нарядная, освещенная комната в разрезе. За ее стенами — руинированные, темные, нежилые пространства. Звери, камни, деревья — в них превращают жертв колдуньи, влетевшие в оперу Генделя из эпоса Лудовико Ариосто,— это чучела в витринах. А сами колдуньи — 400-летние старухи, не только мучающие любовников, но и мучительно страдающие от бессмертия, старости и нелюбви.

Их колдовство — химия, биология и какая-то зыбучая, ржавая машинерия, которую, впрочем, легко взломать, стоит только догадаться запустить ленту транспортера в обратную сторону и провернуть назад всех тех, кто уже проехал через адскую машину. Так чучела вновь обретут человеческий облик.

Впрочем, смутные ощущения их изначальной искусственности, поддельности, запрограммированности могут обдать холодом. А побежденные и морально уничтоженные, выставленные в витрины вместо чучел в финале старые ведьмы — показаться единственно живыми.

Такую мрачную игру Митчелл устраивает из генделевской художественной провокации. Заложенное в ней колдовство образных, стилистических, гендерных трансформаций у нее превращается в таксидермию человеческих чувств с отчетливо феминистским смыслом, эротическим вкусом и жестким прозаическим пафосом.

Работа дирижера Андреа Маркона здесь — химического порядка. Его задача — добавить нужный реагент, чтобы своеобразно размонтированный и собранный заново постоперный театр Митчелл запросто задвигался и зажил. С Фрайбургским барочным оркестром в Эксе и первым составом солистов решить эту головоломку было просто.

Но и с оркестром Большого театра (плюс три специалиста со стороны в группе континуо — Мария Шабашова, Ася Гречищева и Олег Бойко — вместе с виолончелистом Петром Кондрашиным) Маркон поработал так, что тот зазвучал с темперной глубиной красок и артикуляционной учтивостью.

Однако резкость отдельных голосов вокального ансамбля, уступающего по уровню премьерному, скупая нюансировка отдельных партий слишком контрастировали с подробной, экстремальной выразительностью актерских работ.

Как будто какая-то нехватка силы вокальных течений тормозила общий музыкальный поток. Из-за чего опера становилась драмой, что вряд ли предусмотрено режиссерской концепцией.

МинПром

    

Новини

13 Червня 2024

Укрзалізниця візьме у ЄБРР кредит на закупівлю електровозів

Американська DFC  страхуватиме політичні ризики в Україні

12 Червня 2024

Чехія скорочує споживання сталі через слабкий попит

ДТЕК витратить 4 млрд грн на ремонт пошкоджених ракетними обстрілами ТЕС

В Раді розповіли скільки отримає бюджет від економічного бронювання

Tata Steel не відступає від планів модернізувати свій британський завод Port Talbot

Ціни на залізну руду в Китаї знизилися через фестиваль човнів

Французька Vallourec отримала контракт на поставку труб бразильській Petrobras

Підвищення акцизів на пальне призведе до зростання обсягів тіньового ринку та бодяжного пального

Vale та Ternium збудують завод з виробництва брикетів у Бразилії

Австралія у травні збільшила експорт залізної руди на 8%

У Раді підготували до другого читання законопроєкт про клуб білого бізнесу

Морські порти України збільшили вантажообіг вдвічі

Економічне бронювання від мобілізації: у Раду подали законопроєкт 

Бразилія скорочує експорт металобрухту

України виставить на приватизацію великі підприємства, щоб наповнити бюджет

ВСІ НОВИНИ ⇢