Грех пополам

На закрытии фестиваля-школы «Территория» показали спектакль «Ближний город», поставленный Кириллом Серебренниковым в Латвийском национальном театре в Риге.

Таким образом, физически отсутствующий на фестивале арт-директор все же получил возможность художественного высказывания о современном человеке, которого можно назвать человеком постпсихологическим. Рассказывает Ольга Федянина.

Программа «Территории» составлялась тогда, когда до нынешней театрально-юридической коллизии было еще очень далеко, но по нерадостному совпадению выглядит она в результате все равно символично. Кирилл Серебренников, один из арт-директоров «Территории», до сих пор находится под домашним арестом, и именно его постановка «Ближний город», сделанная в Латвийском национальном театре в Риге, завершила фестивальную программу этого года.

Времена, когда режиссер или актер был прикован к собственному театру как к фамильному дому, давно остались в прошлом: сегодня играют и ставят «на стороне» охотно и много. По еще одному совпадению Кирилл Серебренников как раз и поставил спектакль про жизнь «на стороне».

В пьесе Марюса Ивашкявичюса сказочные и бытовые мотивы переплетались в абсурдном равновесии, в котором участвовали и мост между Мальмё и Копенгагеном, и отчаянная домохозяйка, уезжающая в соседнюю страну за сексом, чтобы «ноги не срослись», и линдгреновский Малыш, и андерсеновская Русалочка.

Было, как всегда у Ивашкявичюса, ощущение того, что жизнь все время заходит на вторые и третьи круги, как будто ничего в ней не меняется, но именно внутри этого «ничего не меняется» сюжет и начинает закручиваться в смертельные петли, из которых не выбраться ни домохозяйке, ни Русалочке: будь ты сказочный персонаж или реальный, тебя все равно что-нибудь достанет, будь то пуля, прилетевшая из соседней страны, или водоворот в проливе Эресунн.

Вместе с очень сыгранным и техничным актерским ансамблем рижского театра Кирилл Серебренников превратил пьесу Ивашкявичюса в спектакль о простой жизни, увиденной сложным зрением. Все в этой истории поначалу похоже на метафору и отказ от линейного нарратива, но в финале она оказывается кристально ясной. Параллельным курсом идут два сюжета.

В первом — изнывающая от беспокойства и тоски домохозяйка Анника (Майя Довейка) отправляется в «тот» город, в котором все свое свободное время проводит и ее муж (Гундарс Грасбергс) — город тайных желаний, город свободы, город греха. Но, разумеется, грех человеку достается по характеру. У обывательницы и грехи обывательские — дорогостоящий мальчик-«шлюха» (Артурс Крузкопс), секс с которым немедленно становится скучным подобием семейных отношений.

Даже превращение в проститутку-нимфоманку не делает жизнь Анники разнообразнее: сцена, в которой двое мужчин (два универсала во всех ролях второго плана — Янис Аманис и Романс Баргайс), наглядно демонстрирующие секс-конвейер в ее жизни, поочередно раздеваются и одеваются, оставляя после себя только ворох унылой одежды,— одна из лучших в спектакле.

Второй сюжет кажется абсурдистским триллером, вмонтированным в первый: улыбчивый маньяк Билл (Каспарс Звигулис) перед включенной камерой издевается над созданием женского пола, которое он упорно называет Сиренеттой (Русалочка — Дита Луриня), запеленывает в целлофан, действительно превращая в подобие женщины-рыбы, и в конце концов устраивает что-то вроде слэшер-оргии, где в ролях спермы и крови выступают кефир и кетчуп. Финал, однако, разводит персонажей по углам ринга неожиданным образом.

Пошлый и обывательский секс-парадиз Анники заканчивается тем, что из «ее» города прилетает вполне сказочная смертельная пуля, выпущенная из ружья мужем Иво. А слэшерский абсурд Русалочки оказывается просто ролевой игрой. Освобожденная от целлофана блондинка цела, невредима и при макияже, а ее «Джек-потрошитель», найденный по объявлению («Вы некрофил?» — «Я профессионал!»), педантично складывает в дорожную сумку аксессуары экзотического секс-трипа.

«Ближний город» Серебренникова — это очень ясная история о том, что самая банальная жизнь может закончиться трагедией, а самый душераздирающий ужастик оказаться фарсом. О том, что, даже раздевшись догола, вывернув наружу кошелек и выставив напоказ все свои неврозы, современный человек все равно остается обманщиком и жертвой обмана.

О том, что исполнение тайных желаний само по себе не имеет целебной силы. И о том, что психологическая правда давно уже не является истиной в последней инстанции — ни в театре, ни в жизни.

МинПром

    

Новини

4 Жовтня 2024

Австралія з початку року збільшила експорт залізорудної сировнини

Європа продовжить використовувати нікелевий чавун до повноцінного запуску CBAM

Більше половини компаній не компенсуватимуть працівникам підвищення військового збору

Довгий прокат дешевшає на північноєвропейських ринках

Профільний комітет Ради схвалив законопроєкт про підвищення податків

Через мобілізацію в Україні не вистачає водіїв

Рішення щодо економічного бронювання прийнято – Железняк

Тариф на вантажні залізничні перевезення не має бути обтяжений сторонніми послугами

В Україні планують створити інвестфонд для розвитку бізнесу

МВФ ухвалить остаточне рішення про новий транш для України до 21 жовтня 

В Бразилії створюють фонд розробки критично важливих мінералів

Україні потрібно прискорювати будівництво зеленої генерації 

Війна між Ізраїлем та Іраном може призвести до дефіциту сталі в регіоні MENA

Канада обкладе додатковим митом у 25% китайську сталь та алюміній

Росія з легкістю обходить європейські санкції, щоб вести війну проти України – ЗМІ

3 Жовтня 2024

Брак сірчаної кислоти може завадити Індонезії збільшувати виробництво нікелю

ВСІ НОВИНИ ⇢