Ценный слом

В Большом зале петербургской филармонии концертом пермского оркестра MusicAeterna под управлением Теодора Курентзиса открылся фестиваль «Дягилев P.S.».

Солировала скрипачка Патриция Копачинская. Сегодня с той же программой музыканты выступят в Большом зале московской консерватории. Рассказывает Кира Немировская.

Дуэт Копачинской и Курентзиса заявил о себе в прошлом году выпущенным на Sony Classical альбомом со скрипичным концертом Чайковского и «Свадебкой» Стравинского (с веселой «свадебной» фотографией на обложке). Новая программа чем-то похожа: Скрипичный концерт Берга и Первую симфонию Малера, как и произведения Чайковского и Стравинского, разделяет почти полвека.

Как и в русской программе, вещи венских композиторов показывают грандиозный рывок музыкальной мысли, случившийся за несколько десятков лет вокруг рубежа XIX и XX веков. Стравинский в детстве видел пожилого Чайковского, но нововенец Берг был хорошо знаком с поздним романтиком Малером, пользовался его покровительством; демонстрируя слом эпох, радикальную перемену самого вещества музыки, соседство берговского концерта и малеровской симфонии показывает, как родственны эти вещи, как ощутима в них принадлежность единому строю венской культуры.

Концерт для скрипки (1935) — последнее сочинение Берга. В двухчастном концерте автор «Воццека» и «Лулу» выкладывает все козыри: здесь есть яркая театральная драматургия, полистилистические и полижанровые цитаты, диковинные приемы звукоизвлечения, здесь есть, наконец, серийная техника и поверх всего — мощный лирический тон.

Патриция Копачинская, написавшая о концерте небольшое эссе, подходит к нему как к очень личному высказыванию: она видит в музыке автобиографический сюжет, в мелодической риторике — подразумеваемые тексты, в структуре — историю. И играет с отважной простотой, чистотой и доверительностью.

Но это выдающееся исполнение не состоялось бы, если бы не дуэт Копачинской с Курентзисом — и дело не только в едином интонационном дыхании солистки и оркестра, замечательной взаимной чуткости к агогике. Им удалось разрешить врожденную проблему партитуры: скрипка солирует на фоне огромного оркестра, многие эпизоды написаны так густо, что ее не слышно. Курентзис выстроил баланс оркестрового звучания так, что соло все время было на тембровой «авансцене», и это было похоже на чудо — видишь играющий гигантский состав, а звучит прозрачно.

Концерт Берга — сочинение зрелого мастера, а вот Первая Малера — вещь молодого композитора. Даже в поздней редакции это сочинение поражает игрой музыкальных «мускулов» начинающего симфониста, которому все по плечу и все — разное и противоречивое — нравится.

Самое начало симфонии неожиданно прозвучало родственным началу берговского концерта: эта неходовая в музыкознании параллель, конечно, естественна — обоих композиторов тут занимает рождение музыкального рельефа из звукового хаоса, оба выясняют отношения еще с одним венцем и любителем звуковой демиургии — Бетховеном. Но кажется, что нужно сознательное усилие дирижера для того, чтобы это родство стало слышно.

Курентзиса, похоже, не очень занимают малеровские ирония и рефлексия, зато интересуют тени Вебера и Иоганна Штрауса, красота контрабасового соло и начало финала, которое обрушивается, по словам дирижера, «как гильотина»,— все это слышно, когда он симфонию играет: очень ярко, с обнажением и обострением всех приемов.

Финал симфонии, в котором дирижер показал залу ту неистовую пластичность, за которую его особенно любит широкая публика, получился оглушающим, сбивающим с ног и только самую малость смешным. В общем, было бы триумфальное завершение концерта-сенсации, но концерт закончился иначе.

На бис прозвучало Адажиетто из Пятой симфонии — видимо, тизер следующего подхода MusicAeterna к Малеру. Созданная в 1902 году, эта музыка, единственный малеровский шлягер, отчаянно сложно устроена, так как все в ней — предел и рубеж, доведение до крайности и балансирование на грани. В Адажиетто можно услышать в конкретную звучащую секунду, как тональность переходит в атональность, а мелодия разрежается до распада на бессвязные звуки.

Оно слышится одновременно чувственной любовной песнью и сакральным траурным песнопением. Хрупкая тяжесть — так это прозвучало в чрезвычайно осторожной и в то же время беззастенчиво лиричной интерпретации этого тихого и медленного послесловия к концерту.

Фото: Евгений Павленко / Коммерсантъ 

МинПром

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢