Выстрел Авророй

В Третьяковской галерее открылась выставка «Карл Брюллов. Портреты из частного собрания Санкт-Петербурга». Она впервые знакомит столичную публику с восьмью первоклассными работами великого художника, одна из них — из собрания Константиновского дворца в Стрельне. Рассказывает Игорь Гребельников.

Когда четыре года назад семь картин Брюллова из частной петербургской коллекции впервые показали на выставке в Русском музее, они произвели сенсацию: казалось бы, одно из ключевых имен русского искусства, вдоль и поперек изученный художник, и вдруг — такое прибавление. До этого о работах было известно лишь узкому кругу специалистов и арт-дилеров, а тут — атрибуция, внятный провенанс, экспертизы Русского музея, введение в научный оборот. Тут стоит воздать должное коллекционеру, поставившему себе цель найти и собрать неизвестного Брюллова.

Им оказался, как это указано в каталоге к нынешней выставке, дальний потомок архитектора Александра Брюллова, старшего брата живописца, бизнесмен Андрей Катков. В его семье хранился «Портрет аббата» — известная, хотя и не выставлявшаяся с начала ХХ века картина, ее считали поздней работой художника, но сейчас датировка сместилась к концу 1830-х годов. Остальные произведения были приобретены увлеченным наследником в основном в нулевые годы как на зарубежных аукционах, так и у российских коллекционеров.

Сейчас эти работы, отреставрированные и эффектно подсвеченные, представлены в отдельном зале постоянной экспозиции Третьяковской галереи, неподалеку от основного собрания произведений Карла Брюллова. К показу частной коллекции удалось добавить одну работу из собрания Константиновского дворца в Стрельне, да еще какую: портрет Авроры Демидовой, придворной дамы, роковой красавицы, жены Павла Демидова, промышленника и владельца горнорудных приисков, богатейшего человека николаевской эпохи.

Портрет в тюрбане и открытом пышном платье написан как раз в пору ее недолгого брака с ним. Судьба этой женщины вообще достойна экранизации: похоронившая трех мужей (причем первый ушел из жизни в день свадьбы, вторым был Демидов, третьим — Андрей Карамзин, сын историка), двух сестер, брата, единственного сына и двух его жен, она скончалась в 1902 году в возрасте 94 лет в Хельсинки, посвятив половину жизни благотворительности — созданию в Нижнем Тагиле, а потом и в Финляндии школ, больниц, приютов, детских домов.

Есть версия, что корабль «Аврора», сгоревший в одном из сражений Русско-турецкой войны, был назван в ее честь, а потом его имя унаследовал знаменитый крейсер. Портрет Демидовой, по словам куратора нынешней выставки Людмилы Маркиной, был давней мечтой Третьяковской галереи. Музей дважды пытался приобрести его на Sotheby`s: в 1995 году картина впервые появилась на торгах, но соперницей музея оказалась Галина Вишневская, занявшая место в первом ряду и не опускавшая руки с номерком до тех пор, пока работа не ушла к ней.

И даже от предложения показать портрет Демидовой на юбилейной выставке Брюллова в Третьяковке певица уклонилась, сославшись на то, что картина реставрируется. В 2007 году должна была вновь оказаться на Sotheby`s в составе выставленной на торги коллекции четы Ростропович—Вишневская. Однако до распродажи лотов на торгах собрание целиком выкупил Алишер Усманов и передал его в дар Константиновскому дворцу. И по случаю нынешней выставки портрет Авроры Демидовой впервые покинул его стены.

Другая красавица и тоже незаурядная по тем временам личность — на «Портрете молодой женщины у фортепиано» (1838), ее идентифицируют как первую жену Брюллова Эмилию Тимм, быстро разочаровавшуюся в муже и сбежавшую от него сразу после медового месяца (был колоссальный скандал). Племянник художника Петр Соколов не стеснялся в выражениях, описывая их брак: «Она, свеженькая, 18-летняя, как махровый цветок, дышащая жизнью и здоровьем, рядом с обрюзгшим и опухшим от пьянства представляла грустное зрелище».

«Удержать лучшее лица и облагородить его — вот настоящее дело портретиста»,— наставлял Брюллов друга-художника Ивана Дурнова. Иногда самому Брюллову это давалось легко и быстро, но с некоторыми портретами он все-таки тянул, даже невзирая на особый статус заказчиков. Так вышло с большим конным портретом Анатолия Демидова, заказчика «Последнего дня Помпеи»: обе картины Брюллов начал писать одновременно, в 1830 году, но портрет так и не закончил. В таком виде он сейчас и висит в палаццо Питти во Флоренции. А уменьшенный вариант этой картины, представленный на выставке, завершил уже после смерти Брюллова его итальянский душеприказчик Керубино Корньенти.

Автопортрет — жанр, к которому Брюллов обращался много раз и явно с особым удовольствием: по воспоминаниям, он воображал себя неотразимым красавцем, с годами все больше стесняясь тучности и малого роста. На двух выставленных портретах — раннем, периода создания «Последнего дня Помпеи», и позднем, написанным во время болезни и теперь считающимся авторской копией того, что висит в постоянной экспозиции Третьяковки,— он, может, и приукрасил себя, но его пристальный и глубокомысленный взгляд будто повелевает верить в правоту его кисти, и удержаться от этого сложно.

Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ 

МинПром

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢